1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Содержание сегодняшнего чтения на первый взгляд кажется крайне неясным. Чтобы понять, о чём именно говорит апостол, необходимо вспомнить о месте женщины в древнем мире.
Вдовы — самая социально незащищённая часть общества. Потеря кормильца лишала вдову средств к существованию, особенно, если её дети были малы и недееспособны. Поэтому в иудейском обществе под «почитанием родителей» подразумевалось прежде всего материальное обеспечение необходимым для достойной жизни — а не только «уважительное отношение».
Только при невнимательном прочтении может показаться, что апостол говорит об одних и тех же вдовицах. На самом же деле, здесь представлены как минимум целых три категории.
Первая категория — это вдовицы, которые живут в семье с детьми, возможно, даже с внуками. Они не вышли замуж и избрали целиком посвятить себя Богу и молитве. Таковых апостол хвалит и призывает оказывать им всяческий почёт и уважение.
Вторая категория вдовиц — назовём их «мятущимися» — те, кто пытаются снова устроить свою личную жизнь, предавая небрежению воспитание собственных детей. В них сластолюбие доминирует, и этот нравственный выбор апостол жёстко осуждает, говоря о таких, что они «отреклись от веры» и стали «хуже, чем неверные». Принесение в жертву личным интересам своих самых близких людей — то есть детей — для апостола неприемлемо ни при каких условиях.
И, наконец, третья категория — «избираемые вдовицы», то есть вносимые в особый список для постоянного материального участия со стороны общины — при этом вдовица также несёт определённое служение для Церкви Христовой. Это своего рода «предтечи» женского монашества — которые, в силу возраста и жизненного опыта, могут принести пользу христианской общине гораздо большую, чем только внутри семьи.
Из сегодняшнего чтения важно сделать вывод, касающийся каждого из нас. Те, кого Бог поставил рядом с нами, — самый близкий круг наших родных — является важнейшим маркером наших отношений с Богом. Какими бы «неверными», далёкими от нашей системы ценностей и жизненных ориентиров они ни казались нам, мы всё равно не имеем никакого права ими пренебрегать и отказывать в любви и заботе.
Да, непросто исполнять на деле эту заповедь апостола. Но разве не в этом призвание христианина — наполнять теплом любви и светом веры то место, где ты в данный момент находишься?
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.
26 ноября. О замысле Творца
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертвенной любви, — епископ Черняховский и Славский Николай.