
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 159 зач., XV, 12-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Сегодня нас окружает множество развлекательных комплексов, реклама которых всё время призывает нас посетить их, чтобы повеселиться. Со своей стороны, христиане тоже призывают верующих радоваться, но в чём же они видят основу этой радости? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Один известный русский филолог-классик в начале ХХ века писал о древних греках примерно следующее. В их жизни было довольно много веселья, но параллельно с этим самым весельем, они все время внутренне чувствовали, что за ним, как за ширмой, скрывается бездна бессмыслицы человеческой жизни, в которой люди просто не хотели себе признаваться. Жизнь для них заканчивалась смертью, последствия которой были так же плачевны для героев, как и для самых простых людей. Язычники, конечно, верили в богов, но при этом прекрасно знали, что сами они как личности богам совсем не интересны. Ни о ком из богов невозможно было сказать, что он их любит или что он всерьёз заинтересован в том, чтобы изменить человеческую жизнь. В той же мере, что и люди, боги подчинялись законам мироздания, просто на несколько ином уровне. Но суть этих законов оставалась той же и из их безжалостной логики невозможно было выбраться. Причём невозможно было всё по той же причине — не было того, кто был бы выше всякой логики мироздания, не было творца, который эту логику создавал. Собственно, хотя греки и выглядели жизнелюбцами, особенно любить жизнь им было не за что, так как она, с их точки зрения, была довольно лживым мероприятием, потому что любая, даже самая искренняя, земная радость со временем заканчивалась болезнью и смертью.
В отрывке из послания к коринфянам, который мы сегодня услышали, апостол Павел рассуждает о последствиях неверия в воскресение Христово. Его читатели прекрасно знали специфику античного мировоззрения. Потому что, прежде чем стать христианами, сами его разделяли. Понимая это, Павел говорит, что сама мысль о том, что Спаситель не воскрес, разрушает не просто какую-то часть христианского вероучения, но сами его основания. Почему? Очень просто. Если Христос не воскрес — значит Он не был тем, кто как Творец мог войти в нашу реальность и исправить в ней ту поломку, которая лишала людей всякой надежды. Можно себе представить, как на самом деле выглядело христианство на фоне язычества. Оно приносило настолько иную и настолько радостную весть, что с ней вообще ничто не могло сравниться, ведь люди оказывались не просто небезразличны Богу. Дело было куда серьёзнее, ведь Он Сам оказался готов к тому, чтобы прийти на землю и разделить с человеком его жизнь, и войдя в глубину предельного трагического опыта людей, чтобы потом выйти из него победителем. И победителем не только в личном плане, но в таком, который отразится на всех.
Апостол Павел прекрасно понимал, что, если убрать из христианства идею воскресенья мёртвых, оно станет просто издёвкой, которая, призывая к новой жизни здесь, не может сделать ничего со смертью, которая эту жизнь прерывает. Напротив, вера в воскресение мёртвых являет подлинную Божию любовь и наполняет жизнь радостью, которая помогает преодолеть любые испытания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











