
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Генерал Гривус — один из самых зловещих персонажей Звёздных войн. Данный персонаж задумывался создателем киноэпопеи Джорджем Лукасом с целью показать зрителям злодея, предвещавшего появление ещё более тёмного героя — Дарта Вейдера: тяжёлое дыхание, тело робота и ненависть ко всему доброму стали, в этом смысле, знаковыми чертами. А ещё именно из уст Гривуса мы слышим характерную для негативных персонажей Звёздных войн фразу — «Джедайская погань».
Надо сказать, что в данном случае мы имеем дело с крайне удачной подборкой терминологии. Ведь понятие «погань» является самым что ни на есть религиозным и обозначает нечто отвратительное, то, что не имеет права на существование с точки зрения чьей-то веры. В случае с Гривусом — тёмной и бесчеловечной.
Интересно, что «погань» (или иначе — «скверна») при различном толковании до сих пор занимает важное место в мировоззрении некоторых религий. Мир для представителей данных вероучительных направлений делится на две половины — святую и скверную. В случае с христианством ситуация обстоит совершенно иначе. Так, в прозвучавшем отрывке из первого послания к Тимофею мы слышим такие слова апостола Павла: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою». Святой подчёркивает, что всё, созданное Господом, освящено Им и не может быть плохим.
Но в то же время нельзя отрицать, как много несправедливости и зла совершается вокруг нас в мире, как много по-настоящему отвратительных вещей мы можем наблюдать. Неужели апостол призывает нас именовать зло добром? Конечно — нет! Безусловно, в мире присутствует тьма. Но она Богом не создавалась. И к этой тьме не имеют отношения какие-то виды животных и птиц, признаваемые в других религиях нечистыми. Не считают христиане проявлением погани, например, нижнюю часть человеческого тела. Ведь именно такими сотворил нас Бог.
Господь призывает нас к мудрости. Мы не делим мир на белое и чёрное. Мир сотворён Богом и является добрым по природе своей. Но мир был поручен свободе человека — свободе, которая оказалась использована во вред. Так и появилось зло, существующее не само по себе, а исключительно в формате искажения добра. Тьма есть паразит, высасывающий свет из творения Божия.
Вот почему апостол Павел призывает Тимофея бороться с пороками в Церкви не столько при помощи административных мер, адресованных иным людям, а с помощью веры, доброй совести и евангельского учения, направленных на внутреннее преображение самого Тимофея. Только тот, кто победил грех в своей жизни, способен по-настоящему изменить мир к лучшему, дать людям почувствовать, что и они способны преодолеть пороки и страсти.
Упомянутые выше генерал Гривус и Дарт Вейдер когда-то были добрыми существами, но вступили на путь зла, когда допустили возможность установления жёсткой диктатуры, принуждающей граждан следовать чьей-то железной воле, заставляющей соблюдать навязанный извне порядок. Подобная логика для апостола Павла немыслима. Церковь для него не система или корпорация. Это живой богочеловеческий организм, частью которого можно быть, во-первых, только свободно, а, во-вторых, только благодаря любви Христовой. А она адресована и хорошим, и плохим. И старательным, и не радеющим. Во всяком случае — до времени. И уж точно — в глазах Божиих никто из нас (как бы ни глубоко было наше падение) не является поганью, но для каждого из нас открыт путь в Царство Божие — наш небесный дом.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер