
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние монахи жили отдельно друг от друга, то есть не в одном общем здании, а в небольших домиках, которые располагались на достаточном расстоянии один от другого. В качестве монашеского жилища могли выступать и пещеры, но и они не соседствовали друг с другом. В некоторых современных монастырях тоже можно увидеть нечто подобное, особенно же часто такое устройство монашеской жизни встречается на Афоне. Существует несколько причин, по которым монахи так или иначе, но стремятся к уединению, основная из них выражена апостолом Павлом в этом отрывке Первого послания к Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Не случайно апостол на первое место ставит призыв «вникать в себя», без познания самого себя, без осознания своего состояния невозможно и постижение христианского учения. А для того, чтобы познать себя необходимо время, тишина и сведение к минимуму всех внешних впечатлений. Именно поэтому один из учителей монашества — преподобный Арсений Великий — в свое время сказал замечательную фразу: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит».
Но такое уединенное пребывание в келье, конечно, доступно далеко не всем, это удел абсолютного меньшинства, поэтому возникает вполне закономерный вопрос о том, каким образом может исполнить слова апостола самый обычный христианин, который живет в современном мире и который вынужден быть социально активным большую часть своего времени. На этот вопрос дал ответ святитель Феофан Затворник. В своем комментарии на слова апостола Павла он указал, что то греческое слово, которое и в русском, и в церковнославянском языках переведено как «внимай» в словосочетании «внимай себе» имеет характер понуждения, его можно перевести и как «налегай на себя», то есть, как написал святитель Феофан, «не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную». А еще святитель упомянул, что используемое апостолом слово «указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям». Получается, что здесь речь идет не только о познании самого себя, но и о том, чтобы понуждать себя к исполнению Христовых заповедей и к жизни по вере, а это доступно абсолютно любому человеку, в любом месте и в любое время. Следствием такого понуждения станет возможность исполнить и вторую часть призыва апостола, то есть познание христианского учения во всей его полноте. Святитель Феофан не был единственным из тех, кто прочитывал слова Павла таким образом, к примеру, о том, что уединение не является безусловно необходимым для христианского делания, писал и преподобный Амвросий Оптинский: «Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силён Господь устроить это, а неполезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: „любящим Бога всё содействует ко благу“ (Рим. 8:28)».
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!