1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние монахи жили отдельно друг от друга, то есть не в одном общем здании, а в небольших домиках, которые располагались на достаточном расстоянии один от другого. В качестве монашеского жилища могли выступать и пещеры, но и они не соседствовали друг с другом. В некоторых современных монастырях тоже можно увидеть нечто подобное, особенно же часто такое устройство монашеской жизни встречается на Афоне. Существует несколько причин, по которым монахи так или иначе, но стремятся к уединению, основная из них выражена апостолом Павлом в этом отрывке Первого послания к Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Не случайно апостол на первое место ставит призыв «вникать в себя», без познания самого себя, без осознания своего состояния невозможно и постижение христианского учения. А для того, чтобы познать себя необходимо время, тишина и сведение к минимуму всех внешних впечатлений. Именно поэтому один из учителей монашества — преподобный Арсений Великий — в свое время сказал замечательную фразу: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит».
Но такое уединенное пребывание в келье, конечно, доступно далеко не всем, это удел абсолютного меньшинства, поэтому возникает вполне закономерный вопрос о том, каким образом может исполнить слова апостола самый обычный христианин, который живет в современном мире и который вынужден быть социально активным большую часть своего времени. На этот вопрос дал ответ святитель Феофан Затворник. В своем комментарии на слова апостола Павла он указал, что то греческое слово, которое и в русском, и в церковнославянском языках переведено как «внимай» в словосочетании «внимай себе» имеет характер понуждения, его можно перевести и как «налегай на себя», то есть, как написал святитель Феофан, «не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную». А еще святитель упомянул, что используемое апостолом слово «указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям». Получается, что здесь речь идет не только о познании самого себя, но и о том, чтобы понуждать себя к исполнению Христовых заповедей и к жизни по вере, а это доступно абсолютно любому человеку, в любом месте и в любое время. Следствием такого понуждения станет возможность исполнить и вторую часть призыва апостола, то есть познание христианского учения во всей его полноте. Святитель Феофан не был единственным из тех, кто прочитывал слова Павла таким образом, к примеру, о том, что уединение не является безусловно необходимым для христианского делания, писал и преподобный Амвросий Оптинский: «Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силён Господь устроить это, а неполезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: „любящим Бога всё содействует ко благу“ (Рим. 8:28)».
25 ноября. О подвигах и наставлениях Преподобного Нила Постника
Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского отшельника, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах и наставлениях, — священник Родион Петриков.
25 ноября. О благовествовании апостолов
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».
О благовествовании апостолов, — священник Николай Дубинин.
25 ноября. Об истории Иконы Богородицы «Милостивая»
Сегодня 25 ноября. Церковь чтит Икону Богородицы «Милостивая».
О её истории, — священник Валерий Голод.