
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние монахи жили отдельно друг от друга, то есть не в одном общем здании, а в небольших домиках, которые располагались на достаточном расстоянии один от другого. В качестве монашеского жилища могли выступать и пещеры, но и они не соседствовали друг с другом. В некоторых современных монастырях тоже можно увидеть нечто подобное, особенно же часто такое устройство монашеской жизни встречается на Афоне. Существует несколько причин, по которым монахи так или иначе, но стремятся к уединению, основная из них выражена апостолом Павлом в этом отрывке Первого послания к Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Не случайно апостол на первое место ставит призыв «вникать в себя», без познания самого себя, без осознания своего состояния невозможно и постижение христианского учения. А для того, чтобы познать себя необходимо время, тишина и сведение к минимуму всех внешних впечатлений. Именно поэтому один из учителей монашества — преподобный Арсений Великий — в свое время сказал замечательную фразу: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит».
Но такое уединенное пребывание в келье, конечно, доступно далеко не всем, это удел абсолютного меньшинства, поэтому возникает вполне закономерный вопрос о том, каким образом может исполнить слова апостола самый обычный христианин, который живет в современном мире и который вынужден быть социально активным большую часть своего времени. На этот вопрос дал ответ святитель Феофан Затворник. В своем комментарии на слова апостола Павла он указал, что то греческое слово, которое и в русском, и в церковнославянском языках переведено как «внимай» в словосочетании «внимай себе» имеет характер понуждения, его можно перевести и как «налегай на себя», то есть, как написал святитель Феофан, «не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную». А еще святитель упомянул, что используемое апостолом слово «указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям». Получается, что здесь речь идет не только о познании самого себя, но и о том, чтобы понуждать себя к исполнению Христовых заповедей и к жизни по вере, а это доступно абсолютно любому человеку, в любом месте и в любое время. Следствием такого понуждения станет возможность исполнить и вторую часть призыва апостола, то есть познание христианского учения во всей его полноте. Святитель Феофан не был единственным из тех, кто прочитывал слова Павла таким образом, к примеру, о том, что уединение не является безусловно необходимым для христианского делания, писал и преподобный Амвросий Оптинский: «Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силён Господь устроить это, а неполезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: „любящим Бога всё содействует ко благу“ (Рим. 8:28)».
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели