1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Павел пишет христианам города Коринф по поводу того, как необходимо правильно устраивать богослужебную жизнь в их общине. В только что прозвучавшем отрывке он обращает внимание на центральный вопрос, связанный с богослужением, — отношение к Таинству Евхаристии.
Первое, о чём он говорит, так это о том, что Евхаристия была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. К слову, учитывая то, что послание к Коринфянам написано раньше самого первого Евангелия, мы видим здесь самую раннюю запись слов Христа, Которые Он произнёс, совершая это Таинство. Из этих слов мы узнаём, что, причащаясь, мы вспоминаем Спасителя, а также подтверждаем, что находимся с Ним в отношениях завета, то есть союза. То есть Причастие является знаком того, что я связан со Христом и Его Церковью. Неслучайно в раннехристианских общинах считалось, что человек исключал себя из общения с Церковью, если не приступал к Причастию на протяжение месяца. Это можно сравнить с супружескими отношениями. В нормальной ситуации супруги должны жить вместе. Согласитесь, если муж навещает жену несколько раз в год, при этом сам проживает на соседней улице — это странный союз. Вот так же и чадом Церкви нельзя быть, забегая изредка в храм, чтобы поставить свечку. Быть учеником Христовым — это означает быть с Ним и с другими верующими в непрестанном общении, что и выражается в участии в Таинстве Евхаристии.
Второй важный момент заключается в том, что Евхаристия связана со смертью Господа. Апостол говорит: «когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете». То есть Причащение — это не только воспоминание о Христе и Его смерти на кресте. Это ещё и знак того, что я также принимаю участие в этих страданиях. Это соучастие начинается во время Таинства Крещения, когда мы умираем для своей прошлой, греховной жизни, троекратно погружаясь в купель. И продолжается потом, в жизни церковной, когда мы стараемся жить по евангельским заповедям, то есть не ради себя любимого, а ради Бога и тех, кто меня окружает. Поэтому и говорит Господь: «кто хочет быть Моим учеником, тот должен взять свой крест и идти за Мной». То есть тот должен быть готовым умереть вместе со Спасителем. Причащаясь Тела и Крови Христа, мы словно напоминаем себе об этом договоре, а также получаем силы для того, чтобы идти дальше этим нелёгким путём за нашим Господом.
Наконец, Павел говорит о том, что можно причащаться недостойно, в осуждение себе. Речь не о том, что человек по какой-то причине не вычитал положенное молитвенное правило или не выдержал установленный пост и вдруг подошел к чаше. Согласно апостолу Павлу, причащение в осуждение — это участие в Таинстве, «не рассуждая о Теле Господнем». Как мы помним, на богословском языке апостола Павла, «Тело Господне» — это Церковь. Итак, недостойно причащается тот, кто принимает участие в таинствах Церкви, но об этой самой Церкви нисколько не думает. Тот, кто зациклен на себе, а потому постоянно согрешает против своих ближних, которые находятся рядом с ним за евхаристической трапезой. Кто пришёл сюда исключительно ради себя любимого, и не понимает, что Церковь — это живой организм, где все элементы связаны друг с другом тесной, органической связью, и Причастие — это не магический эликсир, который должен дать тебе вечную молодость, здоровье и успех во всех твоих делах. Это кровь Христова, которая оживляет весь организм. То есть сообщает верующим силы всё больше и самозабвенней служить друг другу и на этом пути обретать Бога, а вместе с ним душевный мир и покой.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема