1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол рассуждает о тайне креста Христова. Он говорит о людях, для которых крест становится камнем преткновения на пути к Богу. Они были бы не против иметь с ним дружеские отношения, но их смущает цена, которая позволяет быть другом Богу.
Кто из нас не видел, как крест болтается на зеркале заднего вида в такси или маршрутке? А ведь стоит задуматься над тем, в качестве чего он в данном случае используется? Оберега, от которого ждут защиты в дороге? Амулета, приносящего удачу? Или чего-то подобного? Учитывая, что у предметов, даже таких как крест, нет никакой своей благодати, так как вся благодать в мире Божия, человек стремится посредством того, что считает святыней, управлять Богом, побуждая его послать ему безопасность, удачу и все прочее, к чему стремится.
В контексте сегодняшнего чтения совершенно очевидно, что такой подход ко кресту по своей сути и по своим целям совершенно не христианский. Языческий, магический — да, но не христианский и не церковный.
К чему мы все стремимся? К комфорту. Ведь никто специально в здравом уме не будет стремиться к страданию. Плохо ли это? Смотря, что мы понимаем под комфортом. У каждого комфорта есть своя цена и у каждого человека есть черта, которую он ради комфорта не переступит. По крайней мере должна быть. Например, во время войны были те, кто ради комфорта становились пособниками завоевателей. Это был комфорт физический. Что творилось у них в душе мы не узнаем, ведь чужая душа — потемки. В то же время, встречались и те, кому комфортнее было умереть, чем подчиняться противнику. Наконец, в лагерях были так называемые «зондер командер», которые были готовы водить заключенных в газовые камеры, а потом снимать с мертвых тел украшения. Они готовы были делать все, ради того, чтобы выжить.
Черта, о которой я говорю, в прежние времена была более очевидной и общепринятой, в то время как в наши дни она стала чрезвычайно подвижной. Каждый решает сам. По крайней мере большинству из нас так кажется.
Но если мы называем себя христианами, стоит понимать, что эту черту проводим не мы. Ее проводит Бог. Своей святой волей Он сотворил человека таким, что для него спасительно добро и губительно зло. И в чем для нас одно, а в чем другое — Он сообщил нам в заповедях, которые и являются для верующих той самой чертой, за которой погибель.
В сегодняшнем чтении апостол Павел пишет о безумстве проповеди креста, которую не могут воспринять люди, отдавшие свое сердце и свою волю этому миру. Они смотря на жизнь Христа и для них Его путь — чужд, непонятен и даже возмутителен. Но что же при этом они делают? Вместо того, чтобы определиться на своем жизненном пути и не обманывать себя, они превращают крест в амулет и оберег, внутренне отвергая его подлинный смысл.
В разговоре о кресте есть глубокое богословское содержание, которое относится лично ко Христу, но есть и нравственная часть, в которой Христос явил нам пример послушания Богу. Именно поэтому крест для нас не только знамя победы Христовой, но и символ того, что послушание Богу для нас возможно. И мы призваны к нему несмотря ни на что...
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











