1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол рассуждает о тайне креста Христова. Он говорит о людях, для которых крест становится камнем преткновения на пути к Богу. Они были бы не против иметь с ним дружеские отношения, но их смущает цена, которая позволяет быть другом Богу.
Кто из нас не видел, как крест болтается на зеркале заднего вида в такси или маршрутке? А ведь стоит задуматься над тем, в качестве чего он в данном случае используется? Оберега, от которого ждут защиты в дороге? Амулета, приносящего удачу? Или чего-то подобного? Учитывая, что у предметов, даже таких как крест, нет никакой своей благодати, так как вся благодать в мире Божия, человек стремится посредством того, что считает святыней, управлять Богом, побуждая его послать ему безопасность, удачу и все прочее, к чему стремится.
В контексте сегодняшнего чтения совершенно очевидно, что такой подход ко кресту по своей сути и по своим целям совершенно не христианский. Языческий, магический — да, но не христианский и не церковный.
К чему мы все стремимся? К комфорту. Ведь никто специально в здравом уме не будет стремиться к страданию. Плохо ли это? Смотря, что мы понимаем под комфортом. У каждого комфорта есть своя цена и у каждого человека есть черта, которую он ради комфорта не переступит. По крайней мере должна быть. Например, во время войны были те, кто ради комфорта становились пособниками завоевателей. Это был комфорт физический. Что творилось у них в душе мы не узнаем, ведь чужая душа — потемки. В то же время, встречались и те, кому комфортнее было умереть, чем подчиняться противнику. Наконец, в лагерях были так называемые «зондер командер», которые были готовы водить заключенных в газовые камеры, а потом снимать с мертвых тел украшения. Они готовы были делать все, ради того, чтобы выжить.
Черта, о которой я говорю, в прежние времена была более очевидной и общепринятой, в то время как в наши дни она стала чрезвычайно подвижной. Каждый решает сам. По крайней мере большинству из нас так кажется.
Но если мы называем себя христианами, стоит понимать, что эту черту проводим не мы. Ее проводит Бог. Своей святой волей Он сотворил человека таким, что для него спасительно добро и губительно зло. И в чем для нас одно, а в чем другое — Он сообщил нам в заповедях, которые и являются для верующих той самой чертой, за которой погибель.
В сегодняшнем чтении апостол Павел пишет о безумстве проповеди креста, которую не могут воспринять люди, отдавшие свое сердце и свою волю этому миру. Они смотря на жизнь Христа и для них Его путь — чужд, непонятен и даже возмутителен. Но что же при этом они делают? Вместо того, чтобы определиться на своем жизненном пути и не обманывать себя, они превращают крест в амулет и оберег, внутренне отвергая его подлинный смысл.
В разговоре о кресте есть глубокое богословское содержание, которое относится лично ко Христу, но есть и нравственная часть, в которой Христос явил нам пример послушания Богу. Именно поэтому крест для нас не только знамя победы Христовой, но и символ того, что послушание Богу для нас возможно. И мы призваны к нему несмотря ни на что...
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.