
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол рассуждает о тайне креста Христова. Он говорит о людях, для которых крест становится камнем преткновения на пути к Богу. Они были бы не против иметь с ним дружеские отношения, но их смущает цена, которая позволяет быть другом Богу.
Кто из нас не видел, как крест болтается на зеркале заднего вида в такси или маршрутке? А ведь стоит задуматься над тем, в качестве чего он в данном случае используется? Оберега, от которого ждут защиты в дороге? Амулета, приносящего удачу? Или чего-то подобного? Учитывая, что у предметов, даже таких как крест, нет никакой своей благодати, так как вся благодать в мире Божия, человек стремится посредством того, что считает святыней, управлять Богом, побуждая его послать ему безопасность, удачу и все прочее, к чему стремится.
В контексте сегодняшнего чтения совершенно очевидно, что такой подход ко кресту по своей сути и по своим целям совершенно не христианский. Языческий, магический — да, но не христианский и не церковный.
К чему мы все стремимся? К комфорту. Ведь никто специально в здравом уме не будет стремиться к страданию. Плохо ли это? Смотря, что мы понимаем под комфортом. У каждого комфорта есть своя цена и у каждого человека есть черта, которую он ради комфорта не переступит. По крайней мере должна быть. Например, во время войны были те, кто ради комфорта становились пособниками завоевателей. Это был комфорт физический. Что творилось у них в душе мы не узнаем, ведь чужая душа — потемки. В то же время, встречались и те, кому комфортнее было умереть, чем подчиняться противнику. Наконец, в лагерях были так называемые «зондер командер», которые были готовы водить заключенных в газовые камеры, а потом снимать с мертвых тел украшения. Они готовы были делать все, ради того, чтобы выжить.
Черта, о которой я говорю, в прежние времена была более очевидной и общепринятой, в то время как в наши дни она стала чрезвычайно подвижной. Каждый решает сам. По крайней мере большинству из нас так кажется.
Но если мы называем себя христианами, стоит понимать, что эту черту проводим не мы. Ее проводит Бог. Своей святой волей Он сотворил человека таким, что для него спасительно добро и губительно зло. И в чем для нас одно, а в чем другое — Он сообщил нам в заповедях, которые и являются для верующих той самой чертой, за которой погибель.
В сегодняшнем чтении апостол Павел пишет о безумстве проповеди креста, которую не могут воспринять люди, отдавшие свое сердце и свою волю этому миру. Они смотря на жизнь Христа и для них Его путь — чужд, непонятен и даже возмутителен. Но что же при этом они делают? Вместо того, чтобы определиться на своем жизненном пути и не обманывать себя, они превращают крест в амулет и оберег, внутренне отвергая его подлинный смысл.
В разговоре о кресте есть глубокое богословское содержание, которое относится лично ко Христу, но есть и нравственная часть, в которой Христос явил нам пример послушания Богу. Именно поэтому крест для нас не только знамя победы Христовой, но и символ того, что послушание Богу для нас возможно. И мы призваны к нему несмотря ни на что...
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица