
1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христов апостол Павел довольно подробно останавливается на том, что неверие во Христа одного из супругов не должно служить причиной для расторжения брака. Во всяком случае, верующий супруг не должен его инициировать, если же инициатива исходит от другой стороны, то «пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Эти апостольские наставления лишь часть его общей речи, которая посвящена тому, что человек, обретя веру во Христа, не должен стремиться к радикальному внешнему изменению своей жизни. Он должен оставаться тем, кем он был, изменения же должны касаться внутреннего человека. Известно, что любой неофит настроен крайне радикально. Как раз против радикализма и выступает апостол Павел. Здесь же и все в том же ключе он произносит свою знаменитую фразу: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». В конце отрывка он ее повторяет, несколько расширяя: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». Апостол говорит это применительно к состоянию раба, если кто-то стал христианином, будучи рабом, то христианство не должно быть причиной для поиска статуса свободного человека. Внешнее рабство не мешает внутренней свободе. Конечно, сегодня перед нами не стоит вопрос рабства по отношению к кому бы то ни было, мы свободны. Но во все времена есть нечто, что, как кажется, может служить препятствием христианскому благочестию. Очевидно, что некоторые христиане Коринфа видели такое препятствие в рабстве. Апостол Павел никоим образом не комментирует установленный общественный порядок, он не говорит, что рабство это хорошо или плохо, он смещает акцент на внутреннюю свободу христианина, которая не может быть обусловлена чем-то иным, кроме воли человека.
6 мая. О пище небесной

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».
О пище небесной — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Люди, которые последовали за Христом, как замечает сам Спаситель, искали Его не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Господь переносит взор уверовавших в Него с земных понятий на понятия духовные. Действительно, истина проста. Земной хлеб, земная пища не могут дать человеку бессмертие. Мы все равно телом умрем. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не заботились излишне о земном пребывании, а помнили о вечной жизни. Можно представить, что мы находимся в аэропорту и ждем свой рейс. Много ли нам нужно взять с собой в самолет? И нужно ли обустраивать место в зале ожидания, если через некоторое время покинем аэропорт? Важно думать о том, что нам пригодится в недалеком будущем. Поэтому Господь и напоминает о небесном Отечестве, о пище небесной. Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Будем же заботиться о духовной пище, о бессмертной душе. А Христос да сохранит нас в истине и воскресит в последний день.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О распространении христианства в Грузии

Сегодня 6 мая. В этот день в 319 году Святая Равноапостольная Нина крестила царя Грузии Мириана и его сановников.
О распространении христианства в Грузии — священник Стахий Колотвин.
Западная и Восточная Грузия на протяжении многих тысячелетий развивались по-своему. Была своя различная государственность, различные племена, и в том числе различная история принятия христианства, потому что Западная Грузия была в составе Римской, позже Византийской империи, и христианство там распространялось так же, как и в других пределах Византии. Поэтому, когда равноапостольная Нина пришла в Восточную Грузию, в Иверию, то это была языческая страна под мощным культурным давлением религии зороастризма, потому что была под влиянием не Рима, а другого гегемона древнего мира, Персии. Поэтому равноапостольная Нина, когда принесла христианство Грузии, то она возвела Грузию на единый уровень с Римом и вывела ее из-под этого рабского влияния персидского. Да, на протяжении многих столетий были персидские нашествия. Да, грузинский царь держал меч на коронации персидского шахеншаха. Но, тем не менее, даже в те времена, когда политической самостоятельности у Грузии не было, сохраниться грузинам как отдельному независимому православному народу помогла именно христианская вера. И то, что царь Мириан сделал судьбоносный выбор, сохраняет Грузию и ее культуру в наши дни.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О почитании Великомученика Георгия Победоносца

Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Тропарь Великомученику Георгию называют святого освободителем пленных. Это означает, что молитвенное обращение к нему с просьбой о небесном ходатайстве пред Богом помогало верующим православным людям получать помощь в избавлении своих родных и близких из плена. Песнопение также называет святого покровителем нищих. В отличие от современности, древность не воспринимала нищету в социальных категориях. Нищий не имел ничего: ни крыши над головой, ни пропитания, ни родственников. Нищета означала пожизненную обреченность. Называя святого Георгия покровителем нищих, Церковь признавала, что по какому-то невероятному и неподотчетному стечению обстоятельств, которое для верующего сердца было не иначе, как прямым вмешательством Бога в неотвратимую человеческую обреченность, нищие получали помощь, более того, обретали определенное благополучие здесь и сейчас на земле исключительно молитвами святого Георгия. Святые мученики, которых почитали христиане, благодатью истинного Бога подавали людям подлинное исцеление от душевных и телесных недугов. Среди этих великих святых чудотворцев древности очевидно был святой Георгий. Об этом свидетельствует песнопение. Наконец, царей помощник, то есть заступник благочестивых правителей. Святого Георгия считают своим покровителем множество древних и новых христианских стран и территорий.
Все выпуски программы Актуальная тема