Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

1 Кор., 129 зач., III, 18-23.

Глава 3.

18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:

22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, все ваше;

23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Павел, как это и подобает великому миссионеру, берет за основу своей мысли высказывание, которое было известно его адресатам, и автор которого пользовался авторитетом в греческом мире. Свои размышления о реальной ценности «мудрости мира» апостол начинает с отсылки к словам Сократа: «будь безумным, чтобы быть мудрым». Сократ с помощью этой фразы призывал признать, что мы знаем очень мало, а потому нам необходимо продолжать учиться, нет того уровня знания, после которого можно было бы остановиться, сказав самому себе, что теперь моих знаний достаточно.

Но Сократ не простирал свою сентенцию дальше обладания теми знаниями, которые может дать человеку материальный мир. Апостол же пишет о том, что никакая человеческую мудрость не может сравниться с мудростью Божией, всё то, что с нашей точки зрения высоко и удивительно, все достижения человеческого разума — ничто в сравнении с мудростью Бога. Все наши потуги быть мудрыми без Бога — «есть безумие пред Богом». Для подтверждения этой мысли апостол Павел приводит еще одну цитату, но на этот раз не из Сократа, а из книги Иова, которая в оригинале звучит так: «Он [то есть Бог — е.Ф.] уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5:13).

Возникновение этой темы в Первом послании к Коринфянам связано с особенностями мировосприятия жителей Коринфа: они были очень самоуверенны, а потому высоко ценили собственные знания и собственные способности. То же самое они искали и в других людях, а потому любой из тех, кто поражал их глубиной своих познаний, мог претендовать на место учителя. Одна из причин написания апостол Павлом послания в Коринф как раз и связана с тем, что у молодой христианской общины этого города появились новые учителя, которые учили вовсе не тому, чему учил апостол.

Один из современных комментаторов Первого послания апостола Павла к Коринфянам, высказал замечательную мысль о том, что очень многие коринфские христиане верили не в Бога, а в свои представления о Боге и в некоторых земных руководителей, они путали веру с человеческими достижениями.

Перед апостолом стояла очень сложная задача объяснить этим людям реальное положение вещей. Ради решения этой задачи Павел сначала пишет о сущности человеческого знания, а затем переходит к объяснению причин, по которым не стоит обольщаться ни самим собой, ни каким бы то ни было другим человеком.

Причина состоит в очевидной для каждого христианина соотнесенности всего творения со Христом как с Творцом и Подателем всякого блага, о чем и пишет апостол Павел в конце этого отрывка своего послания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем