
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что входит в обязанности священника по отношению к его пастве? Что мы можем от него требовать? А в чём он имеет полное право нам отказать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Коринф — это город, который находился на юге Греции, и был столицей одной из многочисленных провинций Римской империи под названием Ахаия. Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла коринфским христианам. Павел пишет его из Эфеса, куда к нему прибыла делегация коринфских верующих. А потому, завершая своё письмо, он перечисляет посланцев поимённо. Среди прочих обращает на себя внимание образ Стефана. Его апостол отмечает особо. Говорится, что Стефан и его семейство — это начаток Ахаии, и что они посвятили себя служению святым. О чём идёт речь?
Очевидно, что Стефан, а также его домочадцы, находились у истоков христианства в Коринфе. Они были те, кто первыми откликнулся на проповедь апостола. С них началась первая община. На них Павел опирался в своём благовестии. Они давали ему кров и еду. Они помогали налаживать связи с местными жителями. Решали множество других бытовых вопросов. А после того, как Павел ушёл, именно они остались и продолжили устраивать церковную жизнь. Их никто к этому не обязывал. Они не были священнослужителями. Но они сами себя посвятили этим трудам. Бескорыстно. И отдавались им полностью, без остатка. Павел называет то, чем они занимаются, «служением святым». Подобное служение — не труд раба из страха наказания и не труд наёмника, который ищет свою выгоду. Но проявление сыновней любви к своему родителю, которая позволяет максимально открыться для принятия родительской любви. А потому и выделяет Павел среди верующих таких людей: «Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». И далее он опять добавляет: «почитайте таковых».
Расскажу историю, которую мне поведал знакомый священник. В одном селе в 90-х годах прошлого века стоял разрушенный храм. Люди ходили вокруг него, охали и ахали. Когда же там в центре вспомнят о нас, отстроят церковь и пришлют батюшку. Так бы и ждали до сих пор, если бы к одной хрупкой женщине, окна дома которой выходили на руины, не обратился однажды прохожий старичок с такими словами: «Твои окна выходят на храм, а ты видишь одни развалины. Не лучше ли тогда просто окна забить досками?» Эти слова так поразили женщину, что вместе со своей дочерью они вдвоём начали потихоньку расчищать завалы. Кирпичик за кирпичиком. Постепенно к ним присоединились другие неравнодушные люди. Бюджет по началу был копеечный, и помощи сверху не было никакой. Однако через несколько лет над деревней возвышался золотой купол, а народ собирался на Литургию. Вот что означают слова апостола «посвятили себя служению святым».
Итак, мы имеем полное право ждать и даже требовать от священника исполнения его служебных обязанностей. Но, согласитесь, наши взаимоотношения с Богом и Его пастырями, могут начинаться не только с требований нас обслужить и удовлетворить наши ритуальные потребности. Апостол Павел предлагает сегодня несколько иную модель. Наше христианство может начинаться с желания самому послужить и принести пользу людям. Именно с этого начинаются глубинные изменения в нашей жизни в лучшую сторону. Именно так я гарантированно начинаю ощущать в своём сердце благодатную поддержку. Ведь Сам Господь говорит: «Больше блажен не тот, кто берёт, а тот, кто отдаёт».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер