
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 138 зач., VII, 24-35.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие фразы Нового Завета постигла та же участь, что и фразы некоторых произведений классической художественной литературы: с течением времени они были вырваны из контекста и стали своего рода поговорками, означающими вовсе не то, что имел в виду автор. Послания апостола Павла в этом смысле отнюдь не исключение, они тоже подверглись фрагментации, и, как правило, в наши дни мы их знаем лишь по отдельным ярким выражением, которых у апостола Павла было немало. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем и попытаемся уловить общую мысль апостола.
Глава 7.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания обращают на себя внимание сразу несколько фраз, но особенно ярко звучит, пожалуй, самый первый стих этого отрывка: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор. 7:24). Этой мыслью апостол завершил те свои рассуждения, которые не вошли в нынешний отрывок, посвящены они были социальному статусу человека: Павел призывал рабов не искать свободы, потому как все свободны в Господе, и вместе с этим он напомнил свободным, что они рабы Христовы, поэтому по сути у всех христиан одинаковый статус — наша воля свободна, но мы должны сами поработить её Христу.
Однако апостол не остановился на осмыслении социального статуса христианина, и в услышанном нами сегодня отрывке он перешёл к размышлениям относительно семейного положения, которое, по его мнению, может быть каким угодно, и, по большому счёту, оно не имеет особого значения, ведь «время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7:29), потому что «проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31).
Эта последняя мысль апостола Павла показывает нам, что всё написанное ранее основано на фундаменте веры в скорое Второе Пришествие Христово. Павел, как и вообще все представители первого поколения христиан, был убеждён, что Христос придёт со дня на день, а потому христианам не стоит тратить свои силы на обустройство земной жизни.
Есть определённый соблазн после фразы апостола Павла об эсхатологическом основании его рассуждений об устройстве земной жизни решить, что к нам мысли апостола не имеют никакого отношения: он ждал скорого Второго Пришествия, оно не произошло, а потому христиане вынуждены жить в этом мире, и мы не можем не учитывать существующие мирские законы. Если же мы вынуждены подчинятся законам падшего мира, то и слова апостола для нас не особо актуальны.
Церковь не согласна с таким подходом. Да, Христос не пришёл при жизни первого поколения христиан. Да, мы должны как-то жить в этом мире. Но ни первое, ни второе не отменяет общей устремлённости христианства в будущее — туда, где «будет Бог всё во всём» (1Кор. 15:28).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
«Таинство Священства». Протоиерей Федор Бородин
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о таинстве Священства, о том, как через рукоположение человеку подается благодать совершать таинства и богослужения, почему важно, что сохраняется непрерывная цепочка рукоположений от самих Апостолов и в чем главные особенности служения священника.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинствам Крещения и Миропомазания (эфир 10.12.2025)
Четвертая беседа с протоиереем Тимофеем Китнисом была посвящена таинству Брака (эфир 11.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











