
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бывает мы оказываемся в ситуациях, когда окружающие неверно понимают наши слова и поступки. Ничего плохого мы не замышляли, однако нас обвинили в самых ужасных и странных вещах. Это лишает нас внутреннего спокойствия, вносит смуту в сердце. О том, что же делать в таких ситуациях, говорится в отрывке из 9-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Христиане города Коринф, которым адресован только что прозвучавший отрывок, утверждали, что достигли такого уровня духовной зрелости, что могут спокойно есть мясо, посвящённое идолам. Ведь если внутри тебя живёт свобода Христова, ничто не принесёт тебе вреда. Теоретически всё это верно. Однако при этом Павел предлагает взглянуть на проблему с другой стороны.
Начинает он с того, что напоминает о своём высоком авторитете среди коринфской Церкви. Никто из христиан Коринфа не будет отрицать, что Он посланник Христа и община в этом городе существует именно благодаря его трудам. А коль так, то у него должна быть масса привилегий по сравнению с ними. И кто как не он может в полноте пользоваться той свободой, о которой они говорят? Однако он этого не делает. Он мог бы есть и пить всё, что пожелает нужным, так как обстоятельства его жизни часто не оставляют ему выбора. Он мог бы подобно другим проповедникам окружить себя женщинами-спутницами, которые обустраивали бы его быт, делая его скитания не такими тяжкими и дискомфортными. Наконец, он на вполне законных основаниях мог бы требовать плату за свою миссионерскую деятельность. Ведь трудящийся достоин пропитания. И, по закону Моисееву, священник кормится от жертвенника. Однако ничего из этого апостол не делает. Во всём этом он себя ограничивает. Почему же? Ответ прост — чтобы не стать камнем преткновения для других и преградою для проповеди о Христе.
Павел понимает, что любая церковная община — очень неоднородное собрание. Здесь есть не только духовно зрелые и опытные люди, но и те, кто по своему духовному развитию напоминают подростка-максималиста. Это те, кто делает первые шаги в познании Бога и самого себя. Духовный опыт такого человека измеряется парой прочитанных книг и теми установками, которые они получили от более опытных церковных знакомых. Многое ещё не прожито на личном опыте, многим ещё не переболели. Духовная реальность для них ещё не имеет объёма. Она плоскостна. А потому нередко для таких людей есть лишь два цвета — чёрный и белый. Нередко они чрезмерно категоричны в своих суждениях об окружающих и склонны считать грехом многое, что таковым не является. Ведь несмотря на то, что они пришли ко Христу, судят они о жизни по своему прошлому опыту. А жизнь многих коринфян до прихода в Церковь была разнузданной: поклонение идолам с бражничеством, похоть и блуд, сребролюбие и накопительство. А потому нередко и те поступки, которые духовно зрелый человек совершает с чистыми мыслями, с благодарностью Творцу, они могут посчитать преступлением против Бога. Не гнушается скоромной пищей — чревоугодник. С ним ходят везде женщины-прислужницы — блудник. Принимает материальную благодарность за служение — сребролюбец. Их восприятие жизни всё ещё языческое. Смотря на другого, вспоминают себя. И конечно же, эти воспоминания доставляют им боль. Они напоминают им об их собственном падении. Вот ради того, чтобы не соблазнить этих людей, Павел стремиться максимально исключить из своей жизни всякую неоднозначность. Он не даёт повода тем, кто по своей немощи может превратно истолковать его действия.
Это замечательный опыт, который можем учитывать и мы в своём общении с ближними. Необходимо делать всё от меня зависящее, чтобы не допускать того, что может быть понято окружающими превратно. А если это недоразумение всё же произошло, попытаемся объяснить свою позицию. Ведь лишь тогда, когда моя совесть перед людьми и Богом чиста, в моём сердце живут мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица