1 Кор., 161 зач., XV, 29-38
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Храбрость и определенную бескомпромиссность древних христиан, как это ни странно, очень точно передают слова известного писателя современности Джорджа Мартина. Некоторые герои его произведений живут и действуют, постоянно повторяя важный для себя девиз — «Что умерло, умереть не может». Схожую логику мы можем обнаружить в отрывке из пятнадцатой главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В прозвучавшем отрывке мы видим сразу три важные для обсуждения темы. Первая — верное понимание природы смерти. Апостол Павел призывает своих читателей — христиан Коринфа — оставить языческие предрассудки. Античным грекам и римлянам свойственно было бояться мертвецов и в дурном смысле мистически относиться к местам захоронений. Апостол Павел призывает видеть в смерти не угрозу (в формате нападения привидений, например). Для проповедника Христа смерть есть, как ни странно, доказательство воскресения Спасителя.
Логика Павла выглядит следующим образом. Смерть потому пугает людей, что они чувствуют неестественность данного состояния. Всей своей природой мы ощущаем неправильность ситуации, когда перед нами в гробу лежит дорогой нашему сердцу человек. Мы, вглядываясь в его бездыханное лицо, точно знаем, что созданы не для смерти, а для жизни. И жизнь эта нам подается во Христе воскресшем.
В Господе Иисусе смерть уже побеждена! И таинство крещения, через которое мы становимся частью Церкви, дает нам возможность пройти путем Сына Божия. В крещении мы духовно умираем и воскресаем. Духовно не означает эфемерно. Это вторая тема, затронутая в прозвучавшем чтении. Древние христиане воспринимали крещение как реальное перерождение. Они внутренне умирали, становились другими людьми. Члены ранней Церкви потому не страшились гонений, что уже умерли для греха и зла.
И то, что уже умерло, второй раз умереть не может. Но способно, благодаря Богу, воскреснуть! И, наконец, третья тема. Павел пишет, что некоторые из его читателей пока не стали христианами. В том смысле, что они с удовольствием рассуждают об особенностях Евангелия, но так и не сделали его основанием жизни. Таких коринфян, в частности, интересовало, как будут выглядеть воскресшие из мертвых люди?
Апостол отвечает на данное вопрошание одновременно глубоко и просто. Разве знаем мы, что получится из зерна, которые мы сеем? Семя и выросшее из него растение — две совершенно разные вещи. Но растение имеет начало в зерне. Вот и люди до Второго пришествия и после него будут обладать совсем разными формами бытия, но всё же сохранят связь с самими собой. Прозвучавшие сегодня строки апостола Павла внушают нам удивительный оптимизм, состоящий не в том, чтобы не замечать трудностей жизни или относиться к ним легко. Речь об ином. О том — чтобы жить с верой и надеждой в сердце, помня, что самый страшный враг человека — смерть — Богом уже побеждена!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.