У нас в гостях был настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Разговор был посвящен двум путям христианской жизни — мирскому и монашескому: почему их нельзя противопоставлять и что определяет выбор каждого.
Отец Филарет вспоминает свой опыт пострига в юности и служения на приходе в 1990-е годы, говорит о том, что путь христианина всегда связан с покаянием, борьбой со страстями и стремлением к стяжанию Духа Святого.
В центре беседы — различие условий жизни: о том, что такое послушание, почему монастырский быт — это прежде всего труд, и как важно для монаха возвращаться в свою обитель, чтобы сохранить молитвенную глубину. Гость приводит примеры из церковной истории, размышляет о старчестве, о том, что помогает мирянину в паломничестве трезво увидеть себя, и почему посещение монастыря может стать точкой обновления.
Финал разговора — о духовном родстве, о семье как «малой церкви» и о том, что путь каждого человека — длинный или короткий, мирской или монашеский — ведёт к одному: к обращению к Богу, вниманию к своей душе и верности Христу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Какие птицы свили гнёзда в русских пословицах и поговорках

Фото: PxHere
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе», — говорим мы, стоя перед сложным рискованным выбором. Желая исполнения обещанного, уверенно произносим: «Соловья баснями не кормят». В нашей речи часто возникают пословицы с упоминанием птиц, и, как правило, это те пернатые, что веками соседствовали с человеком.
Особенно распространены в пословицах упоминания домашних птиц. Например, пословица «Курочка по зернышку клюёт» подразумевает, что от постоянства малых шагов зависит достижение цели. А выражение «Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай» иронически отмечает, что намерение не всегда совпадает с реальным результатом.
Известна и пословица про ещё одну домашнюю птицу: «Индюк важный, а летать не умеет». Индюк — птица нелетающая, зато любит надуваться, демонстрируя мнимую важность.
В пословицах присутствуют и дикие птицы, напоминая о временах, когда охота была основным промыслом. Одна из таких пословиц — «Всяк кулик своё болото хвалит». Кулики селятся на болотах и звонко поют, а древние охотники это заметили и стали употреблять в описании человека, который любит свой дом.
Хищные птицы тоже проникли в народную мудрость. Сокол зачастую противопоставлен вороне: «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Наряд соколий, а походка воронья».
Болтливого человека характеризуют пословицы про сороку: «Когда сорока пером вся побелеет, тогда и сокотать перестанет». То есть привычку говорить лишнее трудно исправить.
Ласточка и воробей, синица и соловей, кукушка и сорока, ястреб и журавль — многие птицы, живущие рядом с человеком, вдохновили его на создание мудрых выражений. Мы и по сей день используем их в своей речи, делая её колоритной, эмоциональной и точной.
Все выпуски программы: Сила слова
Ирина Токмакова «Счастливо, Ивушкин» — «Чем больше добрых слов, тем радостнее всем»

Фото: Piqsels
Какое отношение имеют мои поступки к мирозданию? Насколько сильно то, что я творю, мыслю, говорю, меняет мир вокруг меня? Таким вопросом задаётся в повести «Счастливо, Ивушкин» писательница Ирина Токмакова. Персонаж повести, енот Нотя, страшно занят: с утра до ночи он стирает, полоскает, сушит. Что же он так старательно отстирывает? Облака.
— Зачем? — недоумённо спрашивают Нотю гости: мальчик Филя Ивушкин и старая лошадка Луша.
— А куда, по-вашему, деваются плохие слова? — отвечает вопросом на вопрос расстроенный Нотя.
Оказывается, плохие, то есть недобрые, сердитые слова, не исчезают бесследно, они поднимаются к облакам и расплываются на них грязными кляксами. Вот и приходится Ноте отстирывать облака, возвращать им радостную белизну.
Нотя — сказочный, конечно, персонаж, но оскверняющие мир вокруг нас слова — духовная реальность.
Игумения Арсения (Себрякова), монахиня-подвижница и духовная писательница девятнадцатого столетия, однажды заметила: «Греховность наша отзывается и на других людях, на всём мире».
Хорошо если, прочтя сказку Ирины Токмаковой, «Счастливо, Ивушкин», дети и их родители решат помочь еноту Ноте хранить мир, чистоту и радость в своём сердце и, стало быть, в мире.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Севастополь. Свято-Никольский храм на Братском кладбище

Фото: PxHere
Над северной стороной города Севастополя возвышается живописный зелёный холм. А на его вершине стоит, наверное, один из самых необычных православных храмов не только в России, но и во всём мире — Свято-Никольская церковь. Из многих точек города, и даже окрестностей, можно увидеть этот уникальный храм.
Впрочем, с первого взгляда может показаться, что и не храм вовсе, а... египетская пирамида с крестом наверху! Однако пирамидальная форма, хоть и нетипичная для церковной архитектуры, на самом деле никакого отношения к древнему Египту не имеет. Она символизирует Голгофу — место, где был распят Спаситель. В православной традиции Голгофа является атрибутом мученичества и служит олицетворением тяжких испытаний во имя высшей цели. Эту архитектурную форму Свято-Никольский храм получил не случайно — он является не только местом молитвы, но и памятником героической Обороне Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов.
На склоне холма, где сегодня возвышается храм, в 1854-м году указом адмирала Корнилова было устроено кладбище для воинов, павших во время обороны города. Первоначально оно называлось Петропавловским, но со временем в народе возникло и прижилось другое его название — Братское. Последний приют здесь обрели моряки, пехотинцы, артиллеристы и простые горожане. Те, кто не пожалел собственных жизней, сражаясь с врагом за родную землю. В 1856-м, сразу же после окончания Крымской войны, император Александр II объявил сбор средств для постройки на Братском кладбище храма-памятника отважным защитникам Севастополя и первым внёс значительную сумму. Проект Свято-Никольского храма разработал архитектор Алексей Авдеев. Идея усечённой пирамиды-Голгофы, как символа жертвенной смерти тех, кто защищал город, пришлась по душе императору. В 1870-м Свято-Никольская церковь была построена и освящена.
Сегодня Свято-Никольский храм — это целый мемориальный комплекс. Подняться к нему, пешком или на автомобиле, можно по улице Богданова. У подножия храма-пирамиды — надгробия военачальников и братские могилы, в которых покоятся безымянные герои Крымской войны. На стенах и снаружи, и внутри — доски из редкого камня диорита серого цвета. На них выбиты имена павших в боях за город. Из диорита сделан и огромный крест, который лежит на земле рядом с храмом, с западной его стороны. Именно он когда-тот венчал пирамиду. Но в 1942-м году, во время Второй обороны Севастополя уже в ходе Великой Отечественной войны, крест упал, сбитый артиллерийским снарядом. В 2012-м году его заменили новым, гранитным, высотой 7,5 метров. А старый остался лежать поблизости, напоминая о героическом прошлом несломленного города. Сегодня крест Свято-Никольского храма — самая высокая точка Севастополя. Даже ночью, подсвеченный огнями, он просматривается практически из любой места города и с акватории Чёрного моря. А рядом развивается на ветру Андреевский флаг — в наши дни Свято-Никольский храм стал постоянным местом молитвы моряков Черноморского флота России.
Все выпуски программы ПроСтранствия











