
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 124 зач., I, 10-18

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
О единстве между учениками молился Господь наш Иисус Христос перед тем, как Он был взят под стражу. О единстве мы очень любим говорить и сегодня. В наших речах на эту тему неизбежно проскальзывает мысль, что объединяющим началом должна быть некая всеми принимаемая идея или же какой-то человек. Возможно, что со светской точки зрения это правильно, но христианское воззрение на вопрос единства кардинально иное. Этой темы коснулся в 1-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
Начальные слова этого отрывка ясно свидетельствуют, что в христианской общине Коринфа не всё было в порядке. Апостол Павел со ссылкой на «домашних Хлои», то есть на своих доверенных лиц в Коринфе, написал, что коринфские христиане увязли в спорах. Дальше становится ясным, что эти споры не были вызваны разногласиями вероучительного характера, их причина в другом: люди начали делиться на партии в зависимости от того, кто кем был крещён, кто-то принял крещения от рук апостола Петра, кто-то от рук апостола Павла, а кто-то — Аполлоса. С большой степенью вероятности можно предположить, что такие споры не останавливались лишь на разговорах о том, кто кого крестил, очевидно, что они простирались дальше, и люди начинали собираться в некие противоборствующие группы.
Апостол Павел пытается прекратить эти споры, он напоминает своим адресатам, что Источник нашего крещения, Источник нашего спасения и нашего упования один — это Господь Иисус Христос, следовательно, Христос должен быть и объединяющим началом для христиан. Это очень важная мысль, которая, судя по всему, никогда не утратит своей актуальности и, как ни странно, новизны: не какая-то идея, не нация, не территория, не идеология и не какой-либо человек, а только и исключительно Христос, будучи Новым Адамом, должен быть центром христианского единства. Все мы крещены в Его Имя, и все принесли крещальные обеты, которые превосходят своей глубиной, важностью и значимостью любые другие обеты, присяги и клятвы.
Конечно, у христиан, как и у всех граждан, есть обязательства перед тем обществом, в котором они живут, но понимание и отношение к этим обязательствам должны базироваться всё на том же Источнике — на Христе, и в этом смысле Его земная жизнь является примером для всех. Господь, как мы знаем из Евангелия, оставался частью своего народа и никогда ему Себя не противопоставлял, Он, несмотря на все политические проблемы эпохи, несмотря на нечестие представителей династии Иродов, не пытался устроить революцию, Он в полной мере принимал сложившуюся политическую систему, а на вопрос о подати оккупационному Риму отвечал, что кесарю должно отдавать кесарево, и что не стоит смешивать политические, военные и экономические вопросы с вопросами духовными. Тяготение к такого рода смешениям — соблазн, с которым необходимо бороться так же, как с любым иным соблазном. Очень хочется надеяться, что все мы сумеем благодатью Христовой и содействием Святого Духа преодолеть эти соблазны, и сохраним единство во Христе Иисусе Господе нашем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер