1 Кор., 124 зач., I, 10-18
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
О единстве между учениками молился Господь наш Иисус Христос перед тем, как Он был взят под стражу. О единстве мы очень любим говорить и сегодня. В наших речах на эту тему неизбежно проскальзывает мысль, что объединяющим началом должна быть некая всеми принимаемая идея или же какой-то человек. Возможно, что со светской точки зрения это правильно, но христианское воззрение на вопрос единства кардинально иное. Этой темы коснулся в 1-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
Начальные слова этого отрывка ясно свидетельствуют, что в христианской общине Коринфа не всё было в порядке. Апостол Павел со ссылкой на «домашних Хлои», то есть на своих доверенных лиц в Коринфе, написал, что коринфские христиане увязли в спорах. Дальше становится ясным, что эти споры не были вызваны разногласиями вероучительного характера, их причина в другом: люди начали делиться на партии в зависимости от того, кто кем был крещён, кто-то принял крещения от рук апостола Петра, кто-то от рук апостола Павла, а кто-то — Аполлоса. С большой степенью вероятности можно предположить, что такие споры не останавливались лишь на разговорах о том, кто кого крестил, очевидно, что они простирались дальше, и люди начинали собираться в некие противоборствующие группы.
Апостол Павел пытается прекратить эти споры, он напоминает своим адресатам, что Источник нашего крещения, Источник нашего спасения и нашего упования один — это Господь Иисус Христос, следовательно, Христос должен быть и объединяющим началом для христиан. Это очень важная мысль, которая, судя по всему, никогда не утратит своей актуальности и, как ни странно, новизны: не какая-то идея, не нация, не территория, не идеология и не какой-либо человек, а только и исключительно Христос, будучи Новым Адамом, должен быть центром христианского единства. Все мы крещены в Его Имя, и все принесли крещальные обеты, которые превосходят своей глубиной, важностью и значимостью любые другие обеты, присяги и клятвы.
Конечно, у христиан, как и у всех граждан, есть обязательства перед тем обществом, в котором они живут, но понимание и отношение к этим обязательствам должны базироваться всё на том же Источнике — на Христе, и в этом смысле Его земная жизнь является примером для всех. Господь, как мы знаем из Евангелия, оставался частью своего народа и никогда ему Себя не противопоставлял, Он, несмотря на все политические проблемы эпохи, несмотря на нечестие представителей династии Иродов, не пытался устроить революцию, Он в полной мере принимал сложившуюся политическую систему, а на вопрос о подати оккупационному Риму отвечал, что кесарю должно отдавать кесарево, и что не стоит смешивать политические, военные и экономические вопросы с вопросами духовными. Тяготение к такого рода смешениям — соблазн, с которым необходимо бороться так же, как с любым иным соблазном. Очень хочется надеяться, что все мы сумеем благодатью Христовой и содействием Святого Духа преодолеть эти соблазны, и сохраним единство во Христе Иисусе Господе нашем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер