Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

1 Кор., 124 зач., I, 10-18

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

О единстве между учениками молился Господь наш Иисус Христос перед тем, как Он был взят под стражу. О единстве мы очень любим говорить и сегодня. В наших речах на эту тему неизбежно проскальзывает мысль, что объединяющим началом должна быть некая всеми принимаемая идея или же какой-то человек. Возможно, что со светской точки зрения это правильно, но христианское воззрение на вопрос единства кардинально иное. Этой темы коснулся в 1-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.

Глава 1.

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

Начальные слова этого отрывка ясно свидетельствуют, что в христианской общине Коринфа не всё было в порядке. Апостол Павел со ссылкой на «домашних Хлои», то есть на своих доверенных лиц в Коринфе, написал, что коринфские христиане увязли в спорах. Дальше становится ясным, что эти споры не были вызваны разногласиями вероучительного характера, их причина в другом: люди начали делиться на партии в зависимости от того, кто кем был крещён, кто-то принял крещения от рук апостола Петра, кто-то от рук апостола Павла, а кто-то — Аполлоса. С большой степенью вероятности можно предположить, что такие споры не останавливались лишь на разговорах о том, кто кого крестил, очевидно, что они простирались дальше, и люди начинали собираться в некие противоборствующие группы.

Апостол Павел пытается прекратить эти споры, он напоминает своим адресатам, что Источник нашего крещения, Источник нашего спасения и нашего упования один — это Господь Иисус Христос, следовательно, Христос должен быть и объединяющим началом для христиан. Это очень важная мысль, которая, судя по всему, никогда не утратит своей актуальности и, как ни странно, новизны: не какая-то идея, не нация, не территория, не идеология и не какой-либо человек, а только и исключительно Христос, будучи Новым Адамом, должен быть центром христианского единства. Все мы крещены в Его Имя, и все принесли крещальные обеты, которые превосходят своей глубиной, важностью и значимостью любые другие обеты, присяги и клятвы.

Конечно, у христиан, как и у всех граждан, есть обязательства перед тем обществом, в котором они живут, но понимание и отношение к этим обязательствам должны базироваться всё на том же Источнике — на Христе, и в этом смысле Его земная жизнь является примером для всех. Господь, как мы знаем из Евангелия, оставался частью своего народа и никогда ему Себя не противопоставлял, Он, несмотря на все политические проблемы эпохи, несмотря на нечестие представителей династии Иродов, не пытался устроить революцию, Он в полной мере принимал сложившуюся политическую систему, а на вопрос о подати оккупационному Риму отвечал, что кесарю должно отдавать кесарево, и что не стоит смешивать политические, военные и экономические вопросы с вопросами духовными. Тяготение к такого рода смешениям — соблазн, с которым необходимо бороться так же, как с любым иным соблазном. Очень хочется надеяться, что все мы сумеем благодатью Христовой и содействием Святого Духа преодолеть эти соблазны, и сохраним единство во Христе Иисусе Господе нашем!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем