
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как следует правильно читать Библию? Ведь это текст, который был написан много столетий назад в рамках другой культуры, и первоначально его адресатом были носители совершенного чуждого нам менталитета. Тот отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ясный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, напоминает им ряд эпизодов из Ветхого Завета. Все они связаны с историей исхода евреев из Египта. Пророк Моисей ведёт евреев через пустыню к Земле Обетованной. Казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но не тут-то было. Люди, выросшие в Египте, в душе своей оставались рабами. Кроме того, их сознание были пропитано языческими суевериями. Апостол Павел говорит о том, что евреи были похотливы и злы. Отсюда постоянный ропот на Моисея, отсюда недоверие Богу, отсюда нежелание служить Творцу и попытки вернуться к языческому образу мысли и распущенной жизни. Именно поэтому евреи постоянно навлекают на себя гнев Божий. По причине их собственного невежества и строптивости с ними происходят различные злоключения, которые описаны в книгах Моисея.
На тот момент, когда звучала проповедь апостола, эти истории стали далёким прошлым. Однако Павел призывает коринфян не относиться к ним, как тому, что не имеет к ним самим никакого отношения. Он говорит, что тексты Ветхого Завета не потеряли актуальность, и предлагает своим слушателям поставить себя на место древних евреев. Приглашает их ощутить, что, несмотря на огромный временной разрыв, они находятся в аналогичной ситуации. Иными словами, он побуждает их перекинуть мостик между древностью и современностью. Зачем? Чтобы ощутить, что и они сами являются непосредственными участниками священной истории. Что всё это написано не для только древних, но и лично для них и про них. Это поможет им верно ориентироваться в своей духовной жизни и избежать серьёзных ошибок.
Этот призыв обращён и к нам. Можно читать Библию, как учёный. То есть выяснять, как же в точности произошли те или иные библейские события. И святые отцы нередко так и поступали. Но при этом они говорили о том, что для человека, который идёт путём веры, чтение Священного Писания должно быть духовным упражнением. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы вжиться в текст. Поместить себя на место героев. Подумать, как бы я повёл себя в этой ситуации. С другой стороны, пытаться переносить обстоятельства, описанные в тексте, в свою современную жизнь. Увидеть важные духовные закономерности в своей жизни. Как это сделать? Путём внимательного и регулярного чтения, путём размышления над прочитанным и посредством молитвы к Богу, чтобы Он дал мне увидеть значимость прочитанного в контексте моей собственной жизни. Что этим рассказом Господь хочет сказать мне сегодня? К чему Он призывает меня той или иной историей в моей собственной ситуации?
Ведь несмотря на то, что все библейские книги уже давно написаны, известно их число, их состав, священная история не закончилась. Бог продолжает действовать в жизни Церкви с той же самой силой, с какой действовал в древние времена. Дух Писания продолжает жить в житиях святых людей. И если мы хотим быть вписанными в эту историю, нам необходимо пропускать её через своё сердце, избегать тех ошибок, о которых она нас предостерегает, и согласовывать с её лучшими моментами свои мысли, желания, слова и поступки. Чтобы в итоге наша жизнь напоминала не бульварный роман, но постепенно, в меру нашего усердия, начинала напоминать самые светлые и возвышенные эпизоды священного текста.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер