1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как следует правильно читать Библию? Ведь это текст, который был написан много столетий назад в рамках другой культуры, и первоначально его адресатом были носители совершенного чуждого нам менталитета. Тот отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ясный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, напоминает им ряд эпизодов из Ветхого Завета. Все они связаны с историей исхода евреев из Египта. Пророк Моисей ведёт евреев через пустыню к Земле Обетованной. Казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но не тут-то было. Люди, выросшие в Египте, в душе своей оставались рабами. Кроме того, их сознание были пропитано языческими суевериями. Апостол Павел говорит о том, что евреи были похотливы и злы. Отсюда постоянный ропот на Моисея, отсюда недоверие Богу, отсюда нежелание служить Творцу и попытки вернуться к языческому образу мысли и распущенной жизни. Именно поэтому евреи постоянно навлекают на себя гнев Божий. По причине их собственного невежества и строптивости с ними происходят различные злоключения, которые описаны в книгах Моисея.
На тот момент, когда звучала проповедь апостола, эти истории стали далёким прошлым. Однако Павел призывает коринфян не относиться к ним, как тому, что не имеет к ним самим никакого отношения. Он говорит, что тексты Ветхого Завета не потеряли актуальность, и предлагает своим слушателям поставить себя на место древних евреев. Приглашает их ощутить, что, несмотря на огромный временной разрыв, они находятся в аналогичной ситуации. Иными словами, он побуждает их перекинуть мостик между древностью и современностью. Зачем? Чтобы ощутить, что и они сами являются непосредственными участниками священной истории. Что всё это написано не для только древних, но и лично для них и про них. Это поможет им верно ориентироваться в своей духовной жизни и избежать серьёзных ошибок.
Этот призыв обращён и к нам. Можно читать Библию, как учёный. То есть выяснять, как же в точности произошли те или иные библейские события. И святые отцы нередко так и поступали. Но при этом они говорили о том, что для человека, который идёт путём веры, чтение Священного Писания должно быть духовным упражнением. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы вжиться в текст. Поместить себя на место героев. Подумать, как бы я повёл себя в этой ситуации. С другой стороны, пытаться переносить обстоятельства, описанные в тексте, в свою современную жизнь. Увидеть важные духовные закономерности в своей жизни. Как это сделать? Путём внимательного и регулярного чтения, путём размышления над прочитанным и посредством молитвы к Богу, чтобы Он дал мне увидеть значимость прочитанного в контексте моей собственной жизни. Что этим рассказом Господь хочет сказать мне сегодня? К чему Он призывает меня той или иной историей в моей собственной ситуации?
Ведь несмотря на то, что все библейские книги уже давно написаны, известно их число, их состав, священная история не закончилась. Бог продолжает действовать в жизни Церкви с той же самой силой, с какой действовал в древние времена. Дух Писания продолжает жить в житиях святых людей. И если мы хотим быть вписанными в эту историю, нам необходимо пропускать её через своё сердце, избегать тех ошибок, о которых она нас предостерегает, и согласовывать с её лучшими моментами свои мысли, желания, слова и поступки. Чтобы в итоге наша жизнь напоминала не бульварный роман, но постепенно, в меру нашего усердия, начинала напоминать самые светлые и возвышенные эпизоды священного текста.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.