1 Сол., 265 зач., II, 9-14.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Помню на первой актовой лекции в университете я услышал определение того, что такое интеллигент. Определение авторское, которого не встретишь в словаре. Профессор, который читал лекцию сказал что, по его мнению, интеллигент это человек который чаще других говорит «мне неловко» или «мне неудобно». Конечно, неудобно не в смысле физического дискомфорта. Речь о том, что человек интеллигентный не может поступать нагло или грубо, не может использовать другого, обманывать или совершать нечто насильно... Я понимаю, что это определение условно, да и вряд ли его можно посчитать определением в классическом смысле слова, но мне кажется, что поведение апостола Павла, которое он описывает в сегодняшнем чтении можно было бы назвать в высшей степени интеллигентным, в этом смысле слова.
Обращаясь к Фессалоникийцам, он напоминает им как впервые со своими учениками пришел к ним. Как они трудились, днём и ночью зарабатывая себе на хлеб для того, чтобы никто не подумал, что они пришли и проповедуют, будучи заинтересованы в какой-либо материальной выгоде. Они пришли спасать людей и не желали никого отягощать своими нуждами. Мы знаем, что в послании к Коринфянам апостол рассуждает о том, что человек трудящийся в том числе и трудящийся духовно, на поприще просвещения, имеет право надеется на поддержку и пропитание. Но здесь мы видим нечто иное, потому что надеется на поддержку и пропитание, не то же самое, что брать деньги за проповедь, как будто она тренинг по личностному росту. Когда мы занимаемся со своими детьми, когда мы воспитываем их, объясняем им школьные предметы или учим их правильному поведению, у нас не возникает мысли о том, чтобы взять с них за это какую-нибудь плату. Апостол Павел, как и Силуан, и Тимофей воспринимали Фессалоникийцев как своих детей, просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога и, конечно, делали это совершенно не для того, чтобы получить какую-то выгоду. Речь шла совсем о другом. Представим себе ситуацию в которой художник или музыкант видит ребёнка с удивительным талантом, который тот может развить, а может зарыть в землю. Если такой человек будет искренним, если он не будет бояться соперничества или чего-то подобного, он естественно будет прикладывать все усилия, для того чтобы талант, который он увидел, расцвёл как прекрасный цветок. Когда апостолы смотрели на людей, они видел в каждом из них гениальность. Гениальность не в музыке, не в живописи, не в поэзии, ни в чем-либо подобном. Они сами были мастерами совсем другого рода и видели в каждом гениальность духовной жизни, возможность раскрыть талант сердца. Собственно, и благодарили они фесалоникийцев именно за это, потому что без согласия и собственных усилий ни один талант развить невозможно.
Далеко не все из нас могут проповедовать о Христе в силу самых разных причин. Но в то же время мы можем поучиться у апостола тому, чтобы общаясь с другими людьми, своими и словами и делами говорить им о радости жизни в Боге, действовать ненавязчиво, не искать своего, но общего блага и духовной пользы.
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?