1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В посланиях апостола Павла легко заметить довольно странную двойственность: с одной стороны, он писал о скорбях и страданиях как о чём-то совершенно естественном и неизбежном для христиан, с другой, он призывал к непрестанной радости. Страдания и радость — это невозможное сочетание для психически здорового человека. Конечно, можно сказать о благодати Святого Духа, которая поддерживает христиан и является источником радости вне зависимости от внешних обстоятельств жизни, можно сказать и о великой надежде на блаженную вечность. И первое, и второе будет вполне справедливо, но этим апостольское переживание радости не ограничивалось, были у него и иные причины, о которых мы можем узнать из 3-й главы Первого послания к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Далеко не всегда апостол Павел мог делать то, что хотел и считал нужным. Так, он не мог прийти в Фессалоники, причиной этой невозможности стал его конфликт с проживавшими там иудеями, которые не приняли его проповедь и сделали всё для того, чтобы апостол по причине опасения за свою жизнь не смог появляться в этом городе. Впрочем, Павел всё же пришёл в Фессалоники, но случилось это позднее, а до этого он вынужден был направить христианам Фессалоник два своих послания. Как мы услышали, среди прочего Павел написал здесь и о радости, причём он уточнил какого рода радость имеется в виду: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим» (1Сол. 3:9).
Эта апостольская фраза даёт нам ответ на вопрос о природе радости, которую испытывал среди всех своих невзгод апостол, и, как мы видим, здесь нет и намёка на какое-то сверхъестественное происхождение радости: Павел радовался за других, в данном случае — за христиан Фессалоник.
Слова апостола можно было бы считать ничего не значащей фигурой речи, если бы не общая тональность его посланий, которую невозможно назвать мрачной даже тогда, когда причина написания послания или же личные обстоятельства жизни апостола были далеки от светлых и оптимистичных. Поэтому для апостола Павла радость за других — это не фигура речи, это то состояние, в котором он пребывал непрестанно.
В самом деле, апостол знал многих людей, он обошёл почти всю южноевропейскую часть Римской империи, он везде основывал христианские общины, и, конечно же, те люди, которых апостол считал своими братьями и сёстрами во Христе, в один и тот же момент времени переживали разные состояния, кто-то пребывал в притеснениях и невзгодах, кто-то, напротив, находился в благополучии и благоденствии, чья-то вера подвергалась нападкам и искушениям, кто-то в то же самое время был крепок вере и исполнен радости и любви. О первых апостол скорбел, о вторых радовался, причём радовался так, как радовался бы за себя самого. Такую радость о других может понять лишь тот, кто полностью посвятил себя служению Богу через служение людям.
Апостол Павел был именно таким человеком, благодаря ему мы знаем, что любая жизненная трудность может быть преодолена служением другим, потому как через такое растворение в другом в сердце человека поселится радость за успехи тех, кому он посвятил себя, и его собственные трудности перестанут казаться чем-то бесконечно мрачным и беспросветным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM