
Фото: PxHere
Заглянув в расписание богослужений любого православного храма России, можно увидеть такой вид службы — всенощное бдение. Всенощное бдение или всенощная — это торжественное вечернее богослужение, которое совершается накануне больших церковных праздников. В зависимости от храма всенощная может длиться примерно от двух до пяти часов.
Но даже самое продолжительное по времени российское всенощное бдение не соответствует своему названию. Ведь «всенощная» — это богослужение, которое должно идти всю ночь. Традиция такой службы своими корнями уходит в глубокую древность, когда христиане собирались на молитву на закате солнца и расходились только с рассветом.
В наши дни подобное возможно только в монастырях, да и то не во всех. Например, в Троице-Сергиевой Лавре ночные богослужения проходят всего несколько раз в год. И ночное время они занимают лишь отчасти. Обычно же службы, как и на приходах, совершаются утром и вечером. Сделано это было ещё до революции, специально ради паломников, которые и в прошлом, и сегодня в большом количестве посещают Лавру Святого Сергия.
И всё же есть в православном мире места, где можно увидеть настоящее всеночное богослужение. Например, полные всенощные бдения служатся в афонских монастырях. Обычно их совершают в честь престольного праздника обители, либо в связи с памятью особо чтимых святынь монастыря — например, иконы Богородицы.
Если вы захотите посетить настоящее всенощное бдение на Афоне, будьте готовы провести на богослужении от 13 до 17 часов. Начинается служба обычно около 5 вечера, а заканчивается к 7-9 утра. Все это время монахи проводят в храме без сна. Не зря подобные богослужения греки называют агрипния, то есть «бессонница».
Настоящая всенощная — целое испытание для человека, особенно неподготовленного. Но глядя на афонских монахов, проводящих всю ночь на богослужении, видишь на их лицах не усталость или грусть, а настоящую радость. То, что агрипния именно праздничное богослужение, подтверждает и такая особенность этой службы.
Агрипния состоит из нескольких частей. В конце первой, примерно после 4-5 часов молитвы, всем участникам богослужения, монахам и паломникам, дается возможность подкрепить свои силы. В храме остаётся один, обычно самый молодой, монах-священник (он продолжает богослужение), а все остальные уходят в трапезную. Там уже к этому времени подготовлено угощение (обычно постное) — сладкие булочки, лукум, орехи. Можно выпить пару чашек крепкого кофе, а также... немного ракии, греческой водки. Чтобы согреться от ночного холода и набраться новых сил для продолжения молитвы. Длится перерыв примерно 40 минут, после чего все возвращаются в храм. На настоящей всенощной, агрипнии, когда-то побывал и я. Это произошло в Ватопедском монастыре и стало одним из наиболее ярких воспоминаний о Святой горе Афон.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема