
Фото: PxHere
Заглянув в расписание богослужений любого православного храма России, можно увидеть такой вид службы — всенощное бдение. Всенощное бдение или всенощная — это торжественное вечернее богослужение, которое совершается накануне больших церковных праздников. В зависимости от храма всенощная может длиться примерно от двух до пяти часов.
Но даже самое продолжительное по времени российское всенощное бдение не соответствует своему названию. Ведь «всенощная» — это богослужение, которое должно идти всю ночь. Традиция такой службы своими корнями уходит в глубокую древность, когда христиане собирались на молитву на закате солнца и расходились только с рассветом.
В наши дни подобное возможно только в монастырях, да и то не во всех. Например, в Троице-Сергиевой Лавре ночные богослужения проходят всего несколько раз в год. И ночное время они занимают лишь отчасти. Обычно же службы, как и на приходах, совершаются утром и вечером. Сделано это было ещё до революции, специально ради паломников, которые и в прошлом, и сегодня в большом количестве посещают Лавру Святого Сергия.
И всё же есть в православном мире места, где можно увидеть настоящее всеночное богослужение. Например, полные всенощные бдения служатся в афонских монастырях. Обычно их совершают в честь престольного праздника обители, либо в связи с памятью особо чтимых святынь монастыря — например, иконы Богородицы.
Если вы захотите посетить настоящее всенощное бдение на Афоне, будьте готовы провести на богослужении от 13 до 17 часов. Начинается служба обычно около 5 вечера, а заканчивается к 7-9 утра. Все это время монахи проводят в храме без сна. Не зря подобные богослужения греки называют агрипния, то есть «бессонница».
Настоящая всенощная — целое испытание для человека, особенно неподготовленного. Но глядя на афонских монахов, проводящих всю ночь на богослужении, видишь на их лицах не усталость или грусть, а настоящую радость. То, что агрипния именно праздничное богослужение, подтверждает и такая особенность этой службы.
Агрипния состоит из нескольких частей. В конце первой, примерно после 4-5 часов молитвы, всем участникам богослужения, монахам и паломникам, дается возможность подкрепить свои силы. В храме остаётся один, обычно самый молодой, монах-священник (он продолжает богослужение), а все остальные уходят в трапезную. Там уже к этому времени подготовлено угощение (обычно постное) — сладкие булочки, лукум, орехи. Можно выпить пару чашек крепкого кофе, а также... немного ракии, греческой водки. Чтобы согреться от ночного холода и набраться новых сил для продолжения молитвы. Длится перерыв примерно 40 минут, после чего все возвращаются в храм. На настоящей всенощной, агрипнии, когда-то побывал и я. Это произошло в Ватопедском монастыре и стало одним из наиболее ярких воспоминаний о Святой горе Афон.
Памяти Схиархимандрита Илия Ноздрина
Программа рассказывает о замечательном Старце, подвижнике, осветившем жизнь многих людей на нашей Земле, о Схиархимандрите Илие Ноздрине. Его имя дорого всем, от Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла до малыша из Православной гимназии и приюта. Своего духовного Отца вспоминают насельники Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. В программе принимают участие Наместник обители Викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Епископ Можайский Иосиф Королев, Скитоначальник Иоанно — Предтеченского Скита Оптиной Пустыни Игумен Тихон Борисов, келейник Старца Иеродиакон Тарасий Чич, Иеромонах Нил Парнас и монахиня Анна Сандросян. В программе звучит голос и наставления Старца Илия.
Вечная память нашему дорогому Батюшке, Схиархимандриту Илию!










Все выпуски программы Места и люди
24 апреля. О подвиге святителя Каллиника

Сегодня 24 апреля. День памяти Святителя Каллиника, епископа Черникского, жившего в Румынии в девятнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Святитель Каллиник, выдающийся просветитель румынского народа, который с самых молодых лет, когда еще был простым монахом, потом, когда стал уже архимандритом, и продолжал на протяжении всей жизни, когда уже стал епископом, когда был вхож в королевский двор, продолжал заниматься просвещением людей, потому что верил, что люди могут прийти ко Христу легче, если они будут знать Бога. Что люди будут молиться с опорой на богослужебные книги и богослужебные тексты, и общение с Богом для них будет более доступно. При этом это не была погоня за просвещенностью, которая ставит простых людей как людей второго сорта. Нет. Более того, когда святитель Каллиник старался основать типографии даже за пределами своей родной епархии, то условием его было, что коммерческая польза от типографий, которую действительно получали ее владельцы. Пусть они и печатали полезные богослужебные книги, тем не менее половину дохода они должны были все равно отдавать простым неимущим людям. Вот точно так же и нам, дорогие друзья, нужно помолиться святителю Каллинику, чтобы, с одной стороны, мы не забывали о церковном просвещении, старались узнавать богословие, старались больше читать духовного, а, с другой стороны, чтобы это не стало причиной для нашей гордости, святитель Каллиник обязательно походатайствует о нас перед престолом Божьим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 апреля. О рождении свыше

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
О Таинстве крещения как духовном рождении — игумен Лука Степанов.
К этим словам есть уточнение Господа: «если кто не родится от воды и духа, не может войти в Небесное Царствие». Таким образом Господь точно указывает на Таинство крещения как духовное рождение, к которому все люди призваны. Это повеление получают и апостолы после Христово Воскресения: «идите во вся народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам». Так что это откровение Божье Никодиму, пришедшего ночью ко Господу, узнать путь в Небесное Царствие. Господь указывает обязательные врата, двери, с которых начинается принадлежность к вечной жизни, это Святое крещение.
Все выпуски программы Актуальная тема