
«Пеликан», студии: Black Orange, Canal+ [fr], Ciné Cinémas, FIVE2ONE Productions, Greek Film Center, Nexus Factory, Studio 37, Uni Étoile 7, Wesh Wesh Productions, режиссёр Оливье Орле
Я хочу рассказать вам историю, которая изменила мою жизнь. Она произошла на греческом острове Зора, открытом в XVII веке французскими корсарами.
Перед нами трогательная и очень красивая история греческого мальчика Яниса, который в свои 16 лет безнадёжно одинок. После смерти жены — матери мальчика — его отец стал нелюдимым и угрюмым человеком, которому мало дела до собственного сына. Янис приобретает у контрабандистов в обмен на золотой крест своей матери смешного, долговязого птенца пеликана — из жалости к одинокому и заброшенному существу, такому же, как и он сам. Этот птенец становится единственным товарищем мальчика, ему Янис дарит свою любовь и заботу. Подрастающий Никос — так зовут главного персонажа фильма — отвечает своему хозяину нежной привязанностью. Однако мальчик вынужден прятать птицу от отца. Он боится, что тот узнает про отданный крест. Мудрый друг мальчика — монах Космас — успокаивает Яниса:
Ты поступил благородно — обменял украшение на живое существо. Птенцы быстро растут. А пеликаны, чтоб ты знал, могут вымахать аж до полутора метров.
— В размахе крыльев?
— Нет, нет. В высоту. Это гигантские птицы.
Действие фильма разворачивается на фоне первозданной природы уединенного греческого острова и сопровождается красивой музыкой. Но главное здесь — это отношения между родными людьми, между отцом и сыном, которые меняются благодаря пеликану. Фильм «Пеликан» надо смотреть вместе с детьми: он учит доброте и любви — к людям и к животным — и, вместе с тем, воспитывает чувство прекрасного. Слёзы невольно появляются на глазах, когда пеликан, ещё недавно безуспешно пытавшийся взлететь под заботливым руководством мальчика, вдруг величественно взмывает в синее безоблачное небо и царственно парит над морем.
Отдельно хочется сказать об отце мальчика — Демосфене — в исполнении Эмира Кустурицы. На первый взгляд, это грубый, порой очень жестокий человек, безжалостный даже к сыну. Янису остро не хватает отцовского внимания и заботы. Эта тоска по отцу иногда проявляется в его разговорах с другими людьми.
— Когда твой отец возвращается?
— Кто его знает? Когда соберёт весь виноград. Осторожно, отец Космас!
— Ну всё, отстаньте уже, хватит... Как тебе без него?
— Ни лучше, ни хуже. Но я скучаю.
— Что удивляться? Две недели уже, как уехал.
— Я скучаю по нему, даже когда он здесь.
Однако образ отца не так однозначен, и сложность и глубина его характера — во многом заслуга Кустурицы. Несмотря на внешнюю суровость, в нём видятся иногда нежность и доброта, которые проявятся в полной мере в трудную для его сына минуту — когда пеликан попадёт в беду. Роль отца — самая глубокая по своей наполненности разными смыслами. Здесь грубость и равнодушие оказываются маской, за которой скрываются глубокие чувства: боль от утраты жены и любовь к сыну. И именно пеликан, эта прекрасная белоснежная птица, помогает Демосфену сорвать маску безразличия и проявить свои истинные, благородные свойства. Он делает сыну прекрасный сюрприз — тайком от него выхаживает полумёртвого израненного пеликана, в выздоровление которого уже никто не верит.
Святой Иоанн Климак сказал: «Одни беды людей отдаляют, другие сплачивают». История с Никосом не отдалила нас с отцом, наоборот, она сплотила нас. Мы снова почувствовали связь друг с другом. В тот вечер, на празднике святого Димитрия отец помог мне... как бы сказать... расправить крылья. Да, именно, расправить крылья!
История с пеликаном помогла отцу раскрыться навстречу сыну, а отец своим участием и поддержкой помогает Янису стать взрослее, сильнее духом и раскрыться навстречу жизни — «расправить крылья» — как когда-то сам Янис помог своему питомцу расправить крылья в полёте.
Праздник святого Димитрия на острове Зора — последняя сцена фильма. Все люди в этой небольшой деревне объединены музыкой и танцем, и в этом праздничном и весёлом единении всех от мала до велика, мне видится главная идея фильма — призыв любить жизнь и любить друг друга.
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.