
«Пеликан», студии: Black Orange, Canal+ [fr], Ciné Cinémas, FIVE2ONE Productions, Greek Film Center, Nexus Factory, Studio 37, Uni Étoile 7, Wesh Wesh Productions, режиссёр Оливье Орле
Я хочу рассказать вам историю, которая изменила мою жизнь. Она произошла на греческом острове Зора, открытом в XVII веке французскими корсарами.
Перед нами трогательная и очень красивая история греческого мальчика Яниса, который в свои 16 лет безнадёжно одинок. После смерти жены — матери мальчика — его отец стал нелюдимым и угрюмым человеком, которому мало дела до собственного сына. Янис приобретает у контрабандистов в обмен на золотой крест своей матери смешного, долговязого птенца пеликана — из жалости к одинокому и заброшенному существу, такому же, как и он сам. Этот птенец становится единственным товарищем мальчика, ему Янис дарит свою любовь и заботу. Подрастающий Никос — так зовут главного персонажа фильма — отвечает своему хозяину нежной привязанностью. Однако мальчик вынужден прятать птицу от отца. Он боится, что тот узнает про отданный крест. Мудрый друг мальчика — монах Космас — успокаивает Яниса:
Ты поступил благородно — обменял украшение на живое существо. Птенцы быстро растут. А пеликаны, чтоб ты знал, могут вымахать аж до полутора метров.
— В размахе крыльев?
— Нет, нет. В высоту. Это гигантские птицы.
Действие фильма разворачивается на фоне первозданной природы уединенного греческого острова и сопровождается красивой музыкой. Но главное здесь — это отношения между родными людьми, между отцом и сыном, которые меняются благодаря пеликану. Фильм «Пеликан» надо смотреть вместе с детьми: он учит доброте и любви — к людям и к животным — и, вместе с тем, воспитывает чувство прекрасного. Слёзы невольно появляются на глазах, когда пеликан, ещё недавно безуспешно пытавшийся взлететь под заботливым руководством мальчика, вдруг величественно взмывает в синее безоблачное небо и царственно парит над морем.
Отдельно хочется сказать об отце мальчика — Демосфене — в исполнении Эмира Кустурицы. На первый взгляд, это грубый, порой очень жестокий человек, безжалостный даже к сыну. Янису остро не хватает отцовского внимания и заботы. Эта тоска по отцу иногда проявляется в его разговорах с другими людьми.
— Когда твой отец возвращается?
— Кто его знает? Когда соберёт весь виноград. Осторожно, отец Космас!
— Ну всё, отстаньте уже, хватит... Как тебе без него?
— Ни лучше, ни хуже. Но я скучаю.
— Что удивляться? Две недели уже, как уехал.
— Я скучаю по нему, даже когда он здесь.
Однако образ отца не так однозначен, и сложность и глубина его характера — во многом заслуга Кустурицы. Несмотря на внешнюю суровость, в нём видятся иногда нежность и доброта, которые проявятся в полной мере в трудную для его сына минуту — когда пеликан попадёт в беду. Роль отца — самая глубокая по своей наполненности разными смыслами. Здесь грубость и равнодушие оказываются маской, за которой скрываются глубокие чувства: боль от утраты жены и любовь к сыну. И именно пеликан, эта прекрасная белоснежная птица, помогает Демосфену сорвать маску безразличия и проявить свои истинные, благородные свойства. Он делает сыну прекрасный сюрприз — тайком от него выхаживает полумёртвого израненного пеликана, в выздоровление которого уже никто не верит.
Святой Иоанн Климак сказал: «Одни беды людей отдаляют, другие сплачивают». История с Никосом не отдалила нас с отцом, наоборот, она сплотила нас. Мы снова почувствовали связь друг с другом. В тот вечер, на празднике святого Димитрия отец помог мне... как бы сказать... расправить крылья. Да, именно, расправить крылья!
История с пеликаном помогла отцу раскрыться навстречу сыну, а отец своим участием и поддержкой помогает Янису стать взрослее, сильнее духом и раскрыться навстречу жизни — «расправить крылья» — как когда-то сам Янис помог своему питомцу расправить крылья в полёте.
Праздник святого Димитрия на острове Зора — последняя сцена фильма. Все люди в этой небольшой деревне объединены музыкой и танцем, и в этом праздничном и весёлом единении всех от мала до велика, мне видится главная идея фильма — призыв любить жизнь и любить друг друга.
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.