
Печская Патриархия, изображение: https://clck.ru/35GBV4
Каждая Православная Церковь имеет родину — место, в котором она зародилась. Для Русского Православия — это город Киев, где в десятом веке произошло Крещение Руси. Для Сербской Церкви и сербской культуры такой колыбелью является Косово, где долгое время жили Патриархи Сербской Церкви, избравшие себе в качестве места пребывания город Печ.
Печ стал известен как важный церковный центр Сербии ещё в тринадцатом веке — благодаря просветителю сербского народа святителю Савве. Святой Савва, отказавшийся от царского титула, принял монашество на горе Афон — в русском Пантелеимоновом монастыре. Затем он был посвящен в сан епископа и стал главой Сербской Церкви. Перед тем, как приступить к данному служению, святой Савва посетил Иерусалим, где просил Бога о помощи и укреплении сил. На Святой земле Господь послал Савве Сербскому великое утешение. В Иерусалиме святому была подарена икона Богоматери, написанная по преданию самим апостолом Лукой. Лука изобразил Деву Марию на 17-ый год после Воскресения Её Сына — Иисуса Христа.
До пятого века указанная икона находилась в Палестине, после чего по приказу императора Льва Великого её перенесли в Константинополь. В десятом столетии древняя икона была отправлена в Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя. Именно в Херсонесе принял крещение святой князь Владимир Киевский. Ему и подарили икону Богоматери. Вместе с князем образ отправился сначала в Киев. Затем икону отвезли в Великий Новгород.
Впоследствии икона по невыясненным причинам вновь вернулась на Святую землю, где её подарили святителю Савве Сербскому. Святой Савва, привезя чудотворную икону в Сербию, распорядился отправить её в город Печ, ставший к тому времени центром Сербской Церкви. Для хранения образа был построен храм во имя святых апостолов. Рядом с ним возвели здания Патриархии. Сербские церковные предстоятели жили в Пече до 18-го века. Здесь же они обретали последнее пристанище. До наших дней сохранились усыпальницы сербских иерархов — их могилы украшены мраморными надгробиями.
Приехав сегодня в Печ, вы, к сожалению, не увидите чудотворный образ Богородицы. Во времена турецкого нашествия Печская икона Богоматери была утрачена. Но сохранилась её копия — список, который находится в упомянутом уже храме святых апостолов. Список, также, как и оригинал, является чудотворным. Доказательством этому служат многочисленные украшения, подаренные благодарными людьми. Сербские Патриархи больше не живут в Пече. В бывшей уже Печской Патриархии расположен теперь женский монастырь. Местные сестры-монахини ежедневно молятся перед Печской иконой, в том числе о сохранении Сербии и её исторической части — Косово. В Печском монастыре говорят, что после падения монархии сербы не остались без национального предводителя. Им стала Сама Богородица. В знак этого Печская икона стоит не на аналое, а на самом настоящем троне, на котором восседали когда-то сербские государи.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема