
Печская Патриархия, изображение: https://clck.ru/35GBV4
Каждая Православная Церковь имеет родину — место, в котором она зародилась. Для Русского Православия — это город Киев, где в десятом веке произошло Крещение Руси. Для Сербской Церкви и сербской культуры такой колыбелью является Косово, где долгое время жили Патриархи Сербской Церкви, избравшие себе в качестве места пребывания город Печ.
Печ стал известен как важный церковный центр Сербии ещё в тринадцатом веке — благодаря просветителю сербского народа святителю Савве. Святой Савва, отказавшийся от царского титула, принял монашество на горе Афон — в русском Пантелеимоновом монастыре. Затем он был посвящен в сан епископа и стал главой Сербской Церкви. Перед тем, как приступить к данному служению, святой Савва посетил Иерусалим, где просил Бога о помощи и укреплении сил. На Святой земле Господь послал Савве Сербскому великое утешение. В Иерусалиме святому была подарена икона Богоматери, написанная по преданию самим апостолом Лукой. Лука изобразил Деву Марию на 17-ый год после Воскресения Её Сына — Иисуса Христа.
До пятого века указанная икона находилась в Палестине, после чего по приказу императора Льва Великого её перенесли в Константинополь. В десятом столетии древняя икона была отправлена в Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя. Именно в Херсонесе принял крещение святой князь Владимир Киевский. Ему и подарили икону Богоматери. Вместе с князем образ отправился сначала в Киев. Затем икону отвезли в Великий Новгород.
Впоследствии икона по невыясненным причинам вновь вернулась на Святую землю, где её подарили святителю Савве Сербскому. Святой Савва, привезя чудотворную икону в Сербию, распорядился отправить её в город Печ, ставший к тому времени центром Сербской Церкви. Для хранения образа был построен храм во имя святых апостолов. Рядом с ним возвели здания Патриархии. Сербские церковные предстоятели жили в Пече до 18-го века. Здесь же они обретали последнее пристанище. До наших дней сохранились усыпальницы сербских иерархов — их могилы украшены мраморными надгробиями.
Приехав сегодня в Печ, вы, к сожалению, не увидите чудотворный образ Богородицы. Во времена турецкого нашествия Печская икона Богоматери была утрачена. Но сохранилась её копия — список, который находится в упомянутом уже храме святых апостолов. Список, также, как и оригинал, является чудотворным. Доказательством этому служат многочисленные украшения, подаренные благодарными людьми. Сербские Патриархи больше не живут в Пече. В бывшей уже Печской Патриархии расположен теперь женский монастырь. Местные сестры-монахини ежедневно молятся перед Печской иконой, в том числе о сохранении Сербии и её исторической части — Косово. В Печском монастыре говорят, что после падения монархии сербы не остались без национального предводителя. Им стала Сама Богородица. В знак этого Печская икона стоит не на аналое, а на самом настоящем троне, на котором восседали когда-то сербские государи.
Все выпуски программы Вселенная православия
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема