![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/08/Patriarchate_of_Pec_Peje_-_Seat_of_Serbian_Orthodox_Church_-_Outside_Peje_Pec_-_Kosovo_-_01.jpg)
Печская Патриархия, изображение: https://clck.ru/35GBV4
Каждая Православная Церковь имеет родину — место, в котором она зародилась. Для Русского Православия — это город Киев, где в десятом веке произошло Крещение Руси. Для Сербской Церкви и сербской культуры такой колыбелью является Косово, где долгое время жили Патриархи Сербской Церкви, избравшие себе в качестве места пребывания город Печ.
Печ стал известен как важный церковный центр Сербии ещё в тринадцатом веке — благодаря просветителю сербского народа святителю Савве. Святой Савва, отказавшийся от царского титула, принял монашество на горе Афон — в русском Пантелеимоновом монастыре. Затем он был посвящен в сан епископа и стал главой Сербской Церкви. Перед тем, как приступить к данному служению, святой Савва посетил Иерусалим, где просил Бога о помощи и укреплении сил. На Святой земле Господь послал Савве Сербскому великое утешение. В Иерусалиме святому была подарена икона Богоматери, написанная по преданию самим апостолом Лукой. Лука изобразил Деву Марию на 17-ый год после Воскресения Её Сына — Иисуса Христа.
До пятого века указанная икона находилась в Палестине, после чего по приказу императора Льва Великого её перенесли в Константинополь. В десятом столетии древняя икона была отправлена в Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя. Именно в Херсонесе принял крещение святой князь Владимир Киевский. Ему и подарили икону Богоматери. Вместе с князем образ отправился сначала в Киев. Затем икону отвезли в Великий Новгород.
Впоследствии икона по невыясненным причинам вновь вернулась на Святую землю, где её подарили святителю Савве Сербскому. Святой Савва, привезя чудотворную икону в Сербию, распорядился отправить её в город Печ, ставший к тому времени центром Сербской Церкви. Для хранения образа был построен храм во имя святых апостолов. Рядом с ним возвели здания Патриархии. Сербские церковные предстоятели жили в Пече до 18-го века. Здесь же они обретали последнее пристанище. До наших дней сохранились усыпальницы сербских иерархов — их могилы украшены мраморными надгробиями.
Приехав сегодня в Печ, вы, к сожалению, не увидите чудотворный образ Богородицы. Во времена турецкого нашествия Печская икона Богоматери была утрачена. Но сохранилась её копия — список, который находится в упомянутом уже храме святых апостолов. Список, также, как и оригинал, является чудотворным. Доказательством этому служат многочисленные украшения, подаренные благодарными людьми. Сербские Патриархи больше не живут в Пече. В бывшей уже Печской Патриархии расположен теперь женский монастырь. Местные сестры-монахини ежедневно молятся перед Печской иконой, в том числе о сохранении Сербии и её исторической части — Косово. В Печском монастыре говорят, что после падения монархии сербы не остались без национального предводителя. Им стала Сама Богородица. В знак этого Печская икона стоит не на аналое, а на самом настоящем троне, на котором восседали когда-то сербские государи.
Все выпуски программы Вселенная православия
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.07.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как создать здоровые отношения с членами своей семьи, с коллегами по работе, со своими знакомыми и близкими? И в целом, что является главным условием крепкого союза с окружающими людьми? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Отрывок, который мы только что услышали, это заключительная часть послания апостола Павла к Римлянам. Обратим внимание, чем завершается письмо. Апостол передаёт привет своим адресатам от лица Тимофея, Луция, Иасона, Сосипатра, Гаиа и Тертия. Ученые-библеисты всячески пытаются определить, кем именно являлись эти люди. Несмотря на то, что мнения в деталях расходятся, становится очевидным одно — все они очень разные: разный возраст, происхождение, образование, воспитание, социальный статус, характер и судьба. Иными словами, вокруг апостола была группа учеников и последователей, которые в других условиях никогда бы друг с другом не общались. Однако Дух Божий собрал их в Церковь Христову, где они стали ближайшими соратниками Павла и совместно двигались к общей цели.
Интересно то, что апостол в своих посланиях нередко прибегает к этому приёму. Он постоянно упоминает третьих лиц. Или так же, как сегодня, передаёт от них приветы читателям послания. Или, наоборот, сам просит передать привет тем людям, которые окружают его адресатов и являются их ближайшими соратниками.
Всё это на первый взгляд может казаться незначительной деталью. Однако на деле это яркое свидетельство глубокой духовной силы, которая действовала через Павла и благодаря которой стояла и до сих пор стоит Церковь. Ведь вдумаемся. Казалось бы, письма верховного апостола. Какой статус. Какая важная бумага. Да и сами темы подчёркивают не бытовой характер переписки. В своих посланиях Павел рассуждает о расколах, ересях, глубоких и таинственных истинах вероучения, о дисциплине. Как всё должно быть официально, по-деловому, возможно с соблюдением дипломатического протокола. Сверху вниз, одним словом. Но нет здесь этого. Всё очень по-семейному. Павел — отец большой семьи, который пишет письмо своим детям.
Нередко мы говорим, что залог единства Церкви — действие в ней Духа Святого. И это действительно так. Без этой сверхъестественной основы ни одна человеческая организация долго не протянет. Однако и у нас, у людей, есть своя задача в поддержании церковного единства. Это стяжание, то есть усердное приобретение первохристианского духа искренности и простоты. Поэтому апостол и говорит сегодня: если не хотите расколов и разделений, будьте просты на зло. То есть побеждайте зло раздора простотой, искренностью общения. Неслучайно и Господь говорит в Евангелии: «будьте просты как голуби, но мудры как змеи».
Если нет этого духа простоты, любой, даже самый благородный, союз превращается для его участников в муку смертную, а самое кратковременное участие в нём ощущается как дурная бесконечность. Но если мы, путём исполнения заповедей Евангелия, развиваем и поддерживаем в себе состояние духовной простоты, мы создаём условия для того, чтобы Дух Божий действовал в нас во всей Своей полноте. И тогда в какой бы жизненной или даже исторической ситуации мы не оказались, общение с окружающими будет для нас радостью, а наше единство устоит навеки и «врата ада не одолеют его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Лекарство. Екатерина Каштанова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Бывают такие дни, когда кажется, за сутки на тебя выпала месячная норма, нет, не осадков, а негатива. Люди, обстоятельства, мысли — все в тот день шло не по моему сценарию под названием: «Хорошо» или «Как ожидала».
Я к тому моменту очень устала. Были командировки, совещания, мероприятия, выступления. А предстоящая неделя обещала еще больше нагрузки. Ежедневный недобор сна в самый неподходящий момент провоцировал сбой организма. Рабочие задачи не решались. Нарастало раздражение от конфликта с коллегой. Даже предстоящее свидание с молодым человеком не радовало.
Хотелось либо упасть на пол и расплакаться, как ребёнок, либо обвинить всех сразу во всем. Но здравый смысл подсказывал, что оба варианта не рабочие.
Вот в тот невеселый для меня вечер я приехала на вокзал, где наша бригада волонтеров регулярно кормила бездомных. Я была темнее чёрной тучи.
Подготовка к кормлению шла своим чередом: молитва перед едой, сбор людей. Выстраивались очереди. Наверное, полторы сотни человек. В основном мужчины, всего несколько женщин.
Я раздавала каждому тарелку с чашкой, хлеб с ложкой и салфеткой. А мимо меня проходили судьбы. От кого — то невозможно было отвести взгляд, потому что глаза этих людей блестели от слез благодарности. Несмотря на то, что еда для всех была одной, здесь мне хотелось о каждом позаботиться индивидуально, дать им то, что они просят. Ведь этого так мало в их жизни — возможности что-то выбирать.
— Мне помягче хлеб, горбушку не надо, зубов нет, — говорит худой мужчина с впалыми щеками. У него трясутся руки. Я убираю один кусок и стараюсь найти в куче кусков другой, именно тот, который подойдёт по мягкости.
Протягиваю следующему набор из двух кусков мягкого хлеба:
— А мне не надо белый хлеб, только тёмный и горбушки дайте, — просит мужчина в капюшоне с темно-карими глазами. Вот так задача, ищу заново, поскольку горбушки старались убирать из-за сухости.
— А конфетки к чаю есть? — спрашивает человек, которого недавно видела в переходе на соседней станции метро. Между прочим, он пел романсы на стихи Есенина таким непривычным голосом, почти женским.
Люди шли и шли. Запросы отличались друг от друга. Я вся погружалась в заботу об этих наших подопечных. Через несколько часов, думала будет накрывать усталость, но вместо нее я почувствовала тепло в душе. И легкость. Мне стало легче, чем было весь этот день, всю предыдущую неделю!
Погружение в чужую нужду, искреннее желание помочь другим стали важнее моей чёрной тучи проблем. Вспомнилась мысль святого Паисия Агиополита, что в сострадании сокрыта любовь такой силы, что она выше обычной любви. То есть, если мы сострадаем другому, то начинаем любить его сильнее. А любовь к ближним исцеляет душу. Удивительный дар Божий я получила тем вечером! Благодарю Тебя Господи!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение