
В тёплый майский день тысяча восемьсот восемьдесят пятого года на пристани самарского общества «Дружина» было шумно и оживлённо: собравшиеся гости ожидали освящения и спуска на воду первого парохода, построенного в Самаре. Создатель парохода — промышленник и купец первой гильдии Павел Михайлович Журавлёв — тоже был среди гостей и очень переживал за судьбу своего детища. Судно оправдало все ожидания. «На ходу пароход очень устойчив, не заметно ни малейшего сотрясения, легко и свободно повинуется рулю, так что можно положительно сказать, что начало этого нового дела в Самаре вышло очень удачным»,- такую высокую оценку дали журавлёвскому детищу «Самарские губернские ведомости». В честь успеха своего начинания Павел Михайлович пожертвовал немалую сумму на Самарскую Смоленскую церковь.
Павел Журавлёв родился в семье богатого купца в городе Угличе в тысяча восемьсот пятнадцатом году. Возмужав, Паша захотел начать собственное дело, независимое от отца — в сороковых годах девятнадцатого века Журавлёв переселился в Самару и занялся прибыльной хлебной торговлей, приобрёл мельницу. Целью купца было создать в Самаре один из центров волжского судостроения. Для этого он купил механический завод, электрифицировал его, установил там три паровые машины и паровой молот, увеличил число работников до пятисот человек. Более сорока судов за четверть века своего существования выпустило журавлёвское предприятие.
Богатый и авторитетный купец, Павел Журавлёв, никогда не был скупым и с готовностью откликался на просьбы о помощи. Жертвовал крупные суммы на оказание помощи голодающим жителям Самарской губернии в тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Тогда же внёс пятьсот рублей на устройство общежития для учениц классической и реальной гимназии. Очень переживал Павел Михайлович за русских солдат, раненных в Болгарии во время Русско-турецкой войны. В мае тысяча восемьсот семьдесят седьмого года передал три тысячи рублей на нужды больных и раненных воинов.
Считал своим долгом Павел Михайлович жертвовать средства на украшение и строительство православных церквей и монастырей. В тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году за его счёт заказали кресты на главы Сретенского храма в Иверском женском монастыре. Одна из красивейших церквей в честь Смоленской иконы Божьей Матери в самом сердце Самары — на Хлебной площади — была построена при участии Павла Михайловича. Семь тысяч рублей Журавлёв вложил в строительство нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя. Купец хорошо знал и ценил старинные иконы, нередко покупал и дарил самарским храмам ценные экземпляры. Прекрасная икона пророка Илии в киоте с позолоченной резьбой была подарена Павлом Журавлёвым церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Особое попечение нёс Павел Михайлович о храме святого князя Александра Невского при больнице душевнобольных в местечке Томашев Колок, где располагался его загородный дом (теперь это район города Самары). Он неоднократно помогал лечебнице и раньше. А когда узнал, что в память о чудесном избавлении императора Александра Третьего и его семьи от смерти в железнодорожной катастрофе здесь собираются строить храм Александра Невского, не мог остаться в стороне. Журавлёв пожертвовал пять тысяч рублей на церковь, закупил облачение и многие иконы для нового храма. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году купца избрали старостой Александро-Невской церкви. Эту должность Павел Михайлович исправлял много лет.
Павел Журавлёв запомнился в Самаре как добрый человек и щедрый меценат. Многие храмы, построенные с его помощью, сохранились и по-прежнему служат Богу и людям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема