
В тёплый майский день тысяча восемьсот восемьдесят пятого года на пристани самарского общества «Дружина» было шумно и оживлённо: собравшиеся гости ожидали освящения и спуска на воду первого парохода, построенного в Самаре. Создатель парохода — промышленник и купец первой гильдии Павел Михайлович Журавлёв — тоже был среди гостей и очень переживал за судьбу своего детища. Судно оправдало все ожидания. «На ходу пароход очень устойчив, не заметно ни малейшего сотрясения, легко и свободно повинуется рулю, так что можно положительно сказать, что начало этого нового дела в Самаре вышло очень удачным»,- такую высокую оценку дали журавлёвскому детищу «Самарские губернские ведомости». В честь успеха своего начинания Павел Михайлович пожертвовал немалую сумму на Самарскую Смоленскую церковь.
Павел Журавлёв родился в семье богатого купца в городе Угличе в тысяча восемьсот пятнадцатом году. Возмужав, Паша захотел начать собственное дело, независимое от отца — в сороковых годах девятнадцатого века Журавлёв переселился в Самару и занялся прибыльной хлебной торговлей, приобрёл мельницу. Целью купца было создать в Самаре один из центров волжского судостроения. Для этого он купил механический завод, электрифицировал его, установил там три паровые машины и паровой молот, увеличил число работников до пятисот человек. Более сорока судов за четверть века своего существования выпустило журавлёвское предприятие.
Богатый и авторитетный купец, Павел Журавлёв, никогда не был скупым и с готовностью откликался на просьбы о помощи. Жертвовал крупные суммы на оказание помощи голодающим жителям Самарской губернии в тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Тогда же внёс пятьсот рублей на устройство общежития для учениц классической и реальной гимназии. Очень переживал Павел Михайлович за русских солдат, раненных в Болгарии во время Русско-турецкой войны. В мае тысяча восемьсот семьдесят седьмого года передал три тысячи рублей на нужды больных и раненных воинов.
Считал своим долгом Павел Михайлович жертвовать средства на украшение и строительство православных церквей и монастырей. В тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году за его счёт заказали кресты на главы Сретенского храма в Иверском женском монастыре. Одна из красивейших церквей в честь Смоленской иконы Божьей Матери в самом сердце Самары — на Хлебной площади — была построена при участии Павла Михайловича. Семь тысяч рублей Журавлёв вложил в строительство нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя. Купец хорошо знал и ценил старинные иконы, нередко покупал и дарил самарским храмам ценные экземпляры. Прекрасная икона пророка Илии в киоте с позолоченной резьбой была подарена Павлом Журавлёвым церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Особое попечение нёс Павел Михайлович о храме святого князя Александра Невского при больнице душевнобольных в местечке Томашев Колок, где располагался его загородный дом (теперь это район города Самары). Он неоднократно помогал лечебнице и раньше. А когда узнал, что в память о чудесном избавлении императора Александра Третьего и его семьи от смерти в железнодорожной катастрофе здесь собираются строить храм Александра Невского, не мог остаться в стороне. Журавлёв пожертвовал пять тысяч рублей на церковь, закупил облачение и многие иконы для нового храма. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году купца избрали старостой Александро-Невской церкви. Эту должность Павел Михайлович исправлял много лет.
Павел Журавлёв запомнился в Самаре как добрый человек и щедрый меценат. Многие храмы, построенные с его помощью, сохранились и по-прежнему служат Богу и людям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов