В тёплый майский день тысяча восемьсот восемьдесят пятого года на пристани самарского общества «Дружина» было шумно и оживлённо: собравшиеся гости ожидали освящения и спуска на воду первого парохода, построенного в Самаре. Создатель парохода — промышленник и купец первой гильдии Павел Михайлович Журавлёв — тоже был среди гостей и очень переживал за судьбу своего детища. Судно оправдало все ожидания. «На ходу пароход очень устойчив, не заметно ни малейшего сотрясения, легко и свободно повинуется рулю, так что можно положительно сказать, что начало этого нового дела в Самаре вышло очень удачным»,- такую высокую оценку дали журавлёвскому детищу «Самарские губернские ведомости». В честь успеха своего начинания Павел Михайлович пожертвовал немалую сумму на Самарскую Смоленскую церковь.
Павел Журавлёв родился в семье богатого купца в городе Угличе в тысяча восемьсот пятнадцатом году. Возмужав, Паша захотел начать собственное дело, независимое от отца — в сороковых годах девятнадцатого века Журавлёв переселился в Самару и занялся прибыльной хлебной торговлей, приобрёл мельницу. Целью купца было создать в Самаре один из центров волжского судостроения. Для этого он купил механический завод, электрифицировал его, установил там три паровые машины и паровой молот, увеличил число работников до пятисот человек. Более сорока судов за четверть века своего существования выпустило журавлёвское предприятие.
Богатый и авторитетный купец, Павел Журавлёв, никогда не был скупым и с готовностью откликался на просьбы о помощи. Жертвовал крупные суммы на оказание помощи голодающим жителям Самарской губернии в тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Тогда же внёс пятьсот рублей на устройство общежития для учениц классической и реальной гимназии. Очень переживал Павел Михайлович за русских солдат, раненных в Болгарии во время Русско-турецкой войны. В мае тысяча восемьсот семьдесят седьмого года передал три тысячи рублей на нужды больных и раненных воинов.
Считал своим долгом Павел Михайлович жертвовать средства на украшение и строительство православных церквей и монастырей. В тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году за его счёт заказали кресты на главы Сретенского храма в Иверском женском монастыре. Одна из красивейших церквей в честь Смоленской иконы Божьей Матери в самом сердце Самары — на Хлебной площади — была построена при участии Павла Михайловича. Семь тысяч рублей Журавлёв вложил в строительство нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя. Купец хорошо знал и ценил старинные иконы, нередко покупал и дарил самарским храмам ценные экземпляры. Прекрасная икона пророка Илии в киоте с позолоченной резьбой была подарена Павлом Журавлёвым церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Особое попечение нёс Павел Михайлович о храме святого князя Александра Невского при больнице душевнобольных в местечке Томашев Колок, где располагался его загородный дом (теперь это район города Самары). Он неоднократно помогал лечебнице и раньше. А когда узнал, что в память о чудесном избавлении императора Александра Третьего и его семьи от смерти в железнодорожной катастрофе здесь собираются строить храм Александра Невского, не мог остаться в стороне. Журавлёв пожертвовал пять тысяч рублей на церковь, закупил облачение и многие иконы для нового храма. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году купца избрали старостой Александро-Невской церкви. Эту должность Павел Михайлович исправлял много лет.
Павел Журавлёв запомнился в Самаре как добрый человек и щедрый меценат. Многие храмы, построенные с его помощью, сохранились и по-прежнему служат Богу и людям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России