Павел Нахимов, говоривший, что «жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!», знаменит, в том числе, благодаря самоотверженным и героическим боям с турками, флот которых русские эскадры под командованием Павла Степановича разгромили в Наваринском бою 1827 года.
Морская служба Павла Нахимова началась в 1818 году, когда он был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. В свою команду на фрегат «Крейсер» Нахимова взял адмирал Михаил Петрович Лазарев, который позднее говорил о Павле Степановиче, что тот «чист душою и любит море».
Как называли скромного труженика, для которого морская служба была единственным делом его жизни, его подчиненные? И как Павел Нахимов относился к матросам?

В Военно-морском инженерном институте Санкт-Петербурга хранится знаменитое полотно художника Ивана Айвазовского «Наваринский бой». Оно посвящено событиям 1827 года, когда в бухте близ греческого острова Пелопоннес русские эскадры разгромили турецкий флот. На первом плане картины художник изобразил героический российский флагман «Азов», сыгравший в Наваринском сражении решающую роль. Одной из батарей на «Азове» командовал Павел Степанович Нахимов. Будущий прославенный адмирал, герой обороны Севастополя, а в то время — молодой мичман, за храбрость и выдержку, проявленные в Наваринском бою, получил орден Святого Георгия 4-й степени. Свою первую награду.
Орденов, сражений и побед в жизни Нахимова было немало. Однако подвигами и наградами адмирал не кичился: среди сослуживцев и друзей слыл простодушным, скромным человеком и неутомимым тружеником. Он никогда не думал о личной славе — слава Отечества и служение ему всегда были для Нахимова на первом месте. Вот как об этом говорил историк Евгений Тарле: «Морская служба являлась для Нахимова не просто важным, а единственным делом жизни; иначе говоря: никакой другой жизни, помимо морской службы, он не знал».
Началась она в 1818 году, когда вчерашний гардемарин Нахимов был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. Молодого, но талантливого и прилежного моряка заметил адмирал Михаил Петрович Лазарев. Он взял Нахимова в свою команду на фрегат «Крейсер», который отправлялся в кругосветное путешествие. Кругосветка — серьёзное испытание даже для опытного моряка. «Новичок» Нахимов прошёл его с честью. «Чист душою и любит море», — скажет о нём после трёхлетнего плавания адмирал Лазарев. В этом путешествии произошёл случай, который ярко характеризует Павла Степановича не только как моряка, но и как человека. Во время сильного шторма одного из членов экипажа смыло за борт волной.
Нахимов, несмотря на опасность, немедленно вызвался его спасать. Под руководством Павла Степановича группа матросов на шлюпке бросилась навстречу стихии. В считанные секунды они потерялись из вида. На «Крейсере» решили, что все, кто уплыл, погибли. Каково же было удивление команды, когда вперёдсмотрящий оповестил о том, что шлюпка возвращается! Нахимов спас утопающего и вернул всех моряков на борт. Любопытно, что спустя годы, когда Павел Степанович уже стал адмиралом, похожая ситуация произошла с ним самим. Однажды шлюпку, в которой находился Нахимов, унесло в море. Ему грозила гибель. Но вахтенный матрос на флагманском корабле не сдавал пост, пока, наконец, не заметил пропавшую шлюпку. Нахимов был спасён. На протяжении всей жизни адмирал от себя лично выплачивал пенсию вахтенному, благодаря которому спасся.
Подчинённые не зря называли Нахимова «отцом-благодетелем». Павел Степанович никогда не ставил себя выше тех, кто находился под его началом. Каждого матроса он знал по имени. На всех кораблях, которыми командовал адмирал, были строго запрещены телесные наказания. «Истинная сила — в простых матросах», — говорил Нахимов. В ноябре 1853 года под его командованием в Синопском сражении была разгромлена турецкая эскадра. В рапорте на Высочайшее имя Императора адмирал подробно описал храбрые и самоотверженные действия своих матросов. И ни слова — о себе самом.
Когда в 1855 году, во время Крымской войны, Нахимова назначили губернатором Севастополя, он возглавил оборону города. Не страшась, шёл под вражескими пулями, чтобы своим собственным примером поднять боевой дух солдат. «Жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!» — говорил Нахимов. И жил, служа Родине, согласно этому простому правилу.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема