Павел Нахимов, говоривший, что «жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!», знаменит, в том числе, благодаря самоотверженным и героическим боям с турками, флот которых русские эскадры под командованием Павла Степановича разгромили в Наваринском бою 1827 года.
Морская служба Павла Нахимова началась в 1818 году, когда он был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. В свою команду на фрегат «Крейсер» Нахимова взял адмирал Михаил Петрович Лазарев, который позднее говорил о Павле Степановиче, что тот «чист душою и любит море».
Как называли скромного труженика, для которого морская служба была единственным делом его жизни, его подчиненные? И как Павел Нахимов относился к матросам?

В Военно-морском инженерном институте Санкт-Петербурга хранится знаменитое полотно художника Ивана Айвазовского «Наваринский бой». Оно посвящено событиям 1827 года, когда в бухте близ греческого острова Пелопоннес русские эскадры разгромили турецкий флот. На первом плане картины художник изобразил героический российский флагман «Азов», сыгравший в Наваринском сражении решающую роль. Одной из батарей на «Азове» командовал Павел Степанович Нахимов. Будущий прославенный адмирал, герой обороны Севастополя, а в то время — молодой мичман, за храбрость и выдержку, проявленные в Наваринском бою, получил орден Святого Георгия 4-й степени. Свою первую награду.
Орденов, сражений и побед в жизни Нахимова было немало. Однако подвигами и наградами адмирал не кичился: среди сослуживцев и друзей слыл простодушным, скромным человеком и неутомимым тружеником. Он никогда не думал о личной славе — слава Отечества и служение ему всегда были для Нахимова на первом месте. Вот как об этом говорил историк Евгений Тарле: «Морская служба являлась для Нахимова не просто важным, а единственным делом жизни; иначе говоря: никакой другой жизни, помимо морской службы, он не знал».
Началась она в 1818 году, когда вчерашний гардемарин Нахимов был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. Молодого, но талантливого и прилежного моряка заметил адмирал Михаил Петрович Лазарев. Он взял Нахимова в свою команду на фрегат «Крейсер», который отправлялся в кругосветное путешествие. Кругосветка — серьёзное испытание даже для опытного моряка. «Новичок» Нахимов прошёл его с честью. «Чист душою и любит море», — скажет о нём после трёхлетнего плавания адмирал Лазарев. В этом путешествии произошёл случай, который ярко характеризует Павла Степановича не только как моряка, но и как человека. Во время сильного шторма одного из членов экипажа смыло за борт волной.
Нахимов, несмотря на опасность, немедленно вызвался его спасать. Под руководством Павла Степановича группа матросов на шлюпке бросилась навстречу стихии. В считанные секунды они потерялись из вида. На «Крейсере» решили, что все, кто уплыл, погибли. Каково же было удивление команды, когда вперёдсмотрящий оповестил о том, что шлюпка возвращается! Нахимов спас утопающего и вернул всех моряков на борт. Любопытно, что спустя годы, когда Павел Степанович уже стал адмиралом, похожая ситуация произошла с ним самим. Однажды шлюпку, в которой находился Нахимов, унесло в море. Ему грозила гибель. Но вахтенный матрос на флагманском корабле не сдавал пост, пока, наконец, не заметил пропавшую шлюпку. Нахимов был спасён. На протяжении всей жизни адмирал от себя лично выплачивал пенсию вахтенному, благодаря которому спасся.
Подчинённые не зря называли Нахимова «отцом-благодетелем». Павел Степанович никогда не ставил себя выше тех, кто находился под его началом. Каждого матроса он знал по имени. На всех кораблях, которыми командовал адмирал, были строго запрещены телесные наказания. «Истинная сила — в простых матросах», — говорил Нахимов. В ноябре 1853 года под его командованием в Синопском сражении была разгромлена турецкая эскадра. В рапорте на Высочайшее имя Императора адмирал подробно описал храбрые и самоотверженные действия своих матросов. И ни слова — о себе самом.
Когда в 1855 году, во время Крымской войны, Нахимова назначили губернатором Севастополя, он возглавил оборону города. Не страшась, шёл под вражескими пулями, чтобы своим собственным примером поднять боевой дух солдат. «Жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!» — говорил Нахимов. И жил, служа Родине, согласно этому простому правилу.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что христиане живут с ощущением конечности истории и грядущего конца мира. На словах всё это хотя бы как-то понятно, но что это означает на практике? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Отношения со временем в каждой профессии свои. Есть занятия, которые предполагают более-менее активную нормированную деятельность, есть те, что ориентируются на нужды других людей. Приходя к станку, рабочий на заводе выполняет конкретные действия, он именно работает в течение всей смены и уходит домой. Пожарный или врач скорой помощи работает не по заранее намеченному графику, у них нет нормативов, потому что их деятельность зависит от того, что происходит с другими людьми. Их активность зависит от самых разных факторов, погоды, праздников и многого другого. По содержанию эти профессии разные, но их вместе с некоторыми другими объединяет одна важная деталь: значимой их частью является ожидание и готовность к действию. Если пожара нет или никому не требуется скорая медицинская помощь, конкретный специалист может не заниматься ничем, потому что в такие моменты он должен быть готов включиться и оказать помощь. И хотя он ничего не делает, он не может заняться какими-то серьёзными делами, не может уйти домой или сделать нечто подобное. Помощь может понадобиться завтра, может через 5 часов, но вести себя нужно так, как будто бы она понадобится через 5 минут.
Сегодняшнее апостольское чтение заканчивается просьбой апостола к ученикам, суть которой в том, чтобы они проявляли терпение, потому что Грядущий, под которым, очевидно, подразумевается Христос Спаситель, придёт очень и очень скоро. Эта просьба была озвучена апостолом почти две тысячи лет назад. С тех пор сменились десятки поколений христиан и можно было бы сказать, что слова апостола были написаны совершенно напрасно, как напрасным было терпение тех, кто эти слова прочитал или услышал. И действительно, для чего они терпели, если Грядущий не пришёл? Однако, важно правильно понять слова апостола. Прекрасно помня, что никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын человеческий придёт и, понимая только, что момент этот наступит внезапно, Павел не мог написать никак иначе. Когда бы ни пришёл Христос, ученики призваны жить так, как будто он придёт сегодня. И если для врача или сотрудника МЧС ожидание важно тем, что даёт возможность вовремя включиться в работу, для верующих ожидание — не просто преддверие деятельности, оно оказывается наполнено ею.
Что же входит в это деятельное ожидание? Как на практике жить, ожидая Христа? Когда-то, прежде чем стать учеником, каждый верующий пережил личное обращение, принял Крещение и теперь призван жить сообразно с волей Божией, правильно воспринимая скорби и радости, без стремления занять лучшее место под солнцем за счёт других или вопреки другим. Важно научиться каждый вызов, который бросает нам жизнь, каждую ситуацию, в которой мы можем поступить по-христиански, воспринимать как место личной встречи со Спасителем, предвосхищающей встречу всеобщую. В этой ситуации становится неважно, придёт ли Господь завтра или через сотни лет, ведь мы ощущаем Его как живого и присутствующего уже сегодня.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Архимандрит Фаддей Витовницкий о депрессии». Игумен Нектарий (Морозов)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с игуменом Нектарием (Морозовым) читали и обсуждали фрагменты из книги архимандрита Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом», посвященные духовным причинам депрессии и тяжелых внутренних состояний.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим Владу свободу передвижения

Любимое занятие восьмилетнего Влада — играть на гитаре вместе с папой. Правда перебирать струны у него пока получается с трудом — руки сильно напряжены. У мальчика детский церебральный паралич, который ограничивает его в движениях. Но это не влияет на желание Влада заниматься музыкой.
Он активный и любознательный, учится в обычной школе, любит читать. На занятия мальчика привозит мама, поскольку Влад не ходит сам. Она же сопровождает его в течение всего учебного дня. «Мы нашли у нас в Казани школу, где нам не отказали из-за двигательных особенностей, — рассказывает Анна. — Во время урока я обычно сижу на последней парте, никому не мешаю. Учитель просит детей помогать Владу и быть к нему внимательнее».
На переменах мальчику хочется играть вместе с другими ребятами в подвижные игры, но присоединиться к ним он не может. Тем не менее Влад нашёл для себя выход. Он сам предлагает одноклассникам играть в прятки. Они залезают под парты или ещё куда-нибудь, а Влад при поддержке мамы начитает их искать.
В школе женщине частно приходится носить восьмилетнего сына на руках, поскольку у них нет компактной и лёгкой в использовании инвалидной коляски. Обычная — малоподвижная и на ней не везде проедешь. Но Влад растёт и поднимать его становиться всё сложнее. Поэтому семье необходима активная коляска, разработанная специально для детей с инвалидностью.
Она очень удобная в управлении. С ней Влад станет более мобильным и самостоятельным. Он будет сам передвигаться по школьным коридорам и резвиться вместе с ребятами.
Специалисты фонда «Игра» уже подобрали для мальчика активную коляску, учитывая все его особенности. Осталось её оплатить. Помочь семье из Казани приобрести нужную технику для движения, можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов