
Фото: Alexei Scutari/Unsplash
В тысяча восемьсот сорок третьем году началась одна из самых масштабных строек середины девятнадцатого века в России — строительство железной дороги Петербург-Москва, продолжавшееся восемь лет. Тысячи крестьян потянулись к обеим столицам — работы по сооружению дороги начались одновременно с двух сторон навстречу друг другу. На строительстве находилось сразу около шестидесяти тысяч человек! И хотя труд был очень тяжёлым, от желающих устроиться на стройку не было отбоя, поскольку за это неплохо платили.
Один из руководителей строительства дороги Петербург-Москва, талантливый инженер и учёный Павел Мельников, внимательно отслеживал условия жизни тех, кто трудился на стройке, решал конфликты рабочих с подрядчиками и властями. Павел Петрович отличался доступностью и благожелательным отношением к рабочим, всегда охотно беседовал с ними и ценил их мнение. Приходилось непросто, ведь многое делалось впервые в области проектирования и строительства: в мировой практике ещё не было опыта ведения работ в таких северных широтах. Но строители с честью выдержали все испытания, и первого ноября тысяча восемьсот пятьдесят первого железная дорога, соединившая две столицы России — новую и старую — была торжественно открыта.
В тысяча восемьсот шестьдесят втором году Мельников стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Павла Петровича сеть железных дорог в России увеличилась на четыре тысячи восемьсот километров. Благодаря напряжённой работе Мельникова сформировалась отечественная школа строительства железных дорог и мостов: даже всю терминологию железнодорожной науки (такие слова, как «стрелка», подъездной путь") придумал и описал в своих трудах Павел Петрович. В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Павел Петрович учредил первое в России железнодорожное училище в Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.
Через год Мельников, не желая вступать в конфликт с настроенным против него премьер-министром, подал в отставку и переехал в своё имение в Любани под Петербургом. Здесь Павел Петрович полностью посвятил себя научной и благотворительной деятельности. По инициативе Мельникова возвели храм в память о строителях железной дороги — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Тона. Строительство церкви велось на добровольные пожертвования, и значительную часть средств (около двадцати тысяч рублей) внёс Павел Петрович. Также Мельников учредил на свои средства Петропавловские богоугодные заведения в Любани: начальную школу для детей железнодорожников, приют для сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин. В богадельне жило двенадцать вдов железнодорожных служащих. Женщины полностью обеспечивались за счёт благотворительного заведения, только зелень и овощи они выращивали сами: работали на участке земли при богадельне под руководством опытного садовода.
В детском приюте первоначально жило двенадцать девочек, потом их количество увеличилось до двадцати пяти. Девочки жили в приюте с пяти до семнадцати лет. При уходе они получали летнюю и зимнюю одежду, обувь, постельное бельё и пособие в пятьдесят рублей, которое рекомендовалось истратить на швейную машинку, чтобы у каждой была возможность обеспечить себя собственным трудом.
Всё своё наследство Павел Мельников оставил на благотворительность. В завещании Павел Петрович указал, что доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и тридцати тысяч рублей капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.
В августе две тысячи третьего года в Москве был торжественно открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — меценату, инженеру, одному из создателей русских железных дорог и просто очень доброму и отзывчивому человеку.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер