
Фото: Alexei Scutari/Unsplash
В тысяча восемьсот сорок третьем году началась одна из самых масштабных строек середины девятнадцатого века в России — строительство железной дороги Петербург-Москва, продолжавшееся восемь лет. Тысячи крестьян потянулись к обеим столицам — работы по сооружению дороги начались одновременно с двух сторон навстречу друг другу. На строительстве находилось сразу около шестидесяти тысяч человек! И хотя труд был очень тяжёлым, от желающих устроиться на стройку не было отбоя, поскольку за это неплохо платили.
Один из руководителей строительства дороги Петербург-Москва, талантливый инженер и учёный Павел Мельников, внимательно отслеживал условия жизни тех, кто трудился на стройке, решал конфликты рабочих с подрядчиками и властями. Павел Петрович отличался доступностью и благожелательным отношением к рабочим, всегда охотно беседовал с ними и ценил их мнение. Приходилось непросто, ведь многое делалось впервые в области проектирования и строительства: в мировой практике ещё не было опыта ведения работ в таких северных широтах. Но строители с честью выдержали все испытания, и первого ноября тысяча восемьсот пятьдесят первого железная дорога, соединившая две столицы России — новую и старую — была торжественно открыта.
В тысяча восемьсот шестьдесят втором году Мельников стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Павла Петровича сеть железных дорог в России увеличилась на четыре тысячи восемьсот километров. Благодаря напряжённой работе Мельникова сформировалась отечественная школа строительства железных дорог и мостов: даже всю терминологию железнодорожной науки (такие слова, как «стрелка», подъездной путь") придумал и описал в своих трудах Павел Петрович. В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Павел Петрович учредил первое в России железнодорожное училище в Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.
Через год Мельников, не желая вступать в конфликт с настроенным против него премьер-министром, подал в отставку и переехал в своё имение в Любани под Петербургом. Здесь Павел Петрович полностью посвятил себя научной и благотворительной деятельности. По инициативе Мельникова возвели храм в память о строителях железной дороги — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Тона. Строительство церкви велось на добровольные пожертвования, и значительную часть средств (около двадцати тысяч рублей) внёс Павел Петрович. Также Мельников учредил на свои средства Петропавловские богоугодные заведения в Любани: начальную школу для детей железнодорожников, приют для сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин. В богадельне жило двенадцать вдов железнодорожных служащих. Женщины полностью обеспечивались за счёт благотворительного заведения, только зелень и овощи они выращивали сами: работали на участке земли при богадельне под руководством опытного садовода.
В детском приюте первоначально жило двенадцать девочек, потом их количество увеличилось до двадцати пяти. Девочки жили в приюте с пяти до семнадцати лет. При уходе они получали летнюю и зимнюю одежду, обувь, постельное бельё и пособие в пятьдесят рублей, которое рекомендовалось истратить на швейную машинку, чтобы у каждой была возможность обеспечить себя собственным трудом.
Всё своё наследство Павел Мельников оставил на благотворительность. В завещании Павел Петрович указал, что доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и тридцати тысяч рублей капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.
В августе две тысячи третьего года в Москве был торжественно открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — меценату, инженеру, одному из создателей русских железных дорог и просто очень доброму и отзывчивому человеку.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема