


— Как вам наш Переславский музей-заповедник?
— Впечатляет! Где ещё увидишь такую богатую коллекцию русского провинциального портрета восемнадцатого-девятнадцатого веков!
— Да, приходишь сюда — словно попадаешь в прошлое. Приятно представлять, как жили люди, изображённые на портретах, чем увлекались. А вот этот триптих Павла Колендаса меня всякий раз озадачивает. Почему дети купца Темерина на картинах выглядят, как взрослые? И девочка — словно придворная дама, и мальчики замерли в статичных позах. Вас это не удивляет?
— Таков закон жанра! В восемнадцатом и девятнадцатом веках парадный портрет был чем-то вроде визитной карточки — он нёс в себе информацию о происхождении человека, его достижениях, положении в обществе.
— Но ведь это касается взрослых! Ребятишки-то здесь причём?
— В то время в детях видели в первую очередь наследников семейного дела. А девочка и два мальчика, запечатлённые на картинах Павла Календаса, открыли новую страницу в истории переславского купеческого семейства. Портреты написаны в 1844 году, а спустя четыре года Темерины получили от правительства дворянское достоинство. И по содержанию картин видно, что отец очень рассчитывал вывести своих чад на новую ступеньку социальной лестницы.
— А как надежды купца отразились на портретах его отпрысков?
— Самое очевидное — дети одеты, как дворяне. Вы сами заметили, что десятилетняя Александра Петровна похожа на придворную даму. Её платье с отрытыми плечами, узким корсетом и пышной юбкой соответствует дворцовой моде середины девятнадцатого века. Справа на портрете девочки мы видим вазон с пионом — этот цветок, именуемый «роза без шипов», был популярен в дворянских усадьбах. И мальчиков художник представил хозяевами поместья на фоне идиллического пейзажа.
— Но откуда купец узнал, что через четыре года станет дворянином?
— Переход Темериных в привилегированное сословие не был случайностью. Эта семья издавна пользовалась в Переславле почётом и уважением. Основатель династии, Василий Темерин, в конце восемнадцатого века построил полотняную фабрику, и её продукция была востребована и в России, и заграницей. Василий Васильевич отличался предприимчивостью и добропорядочностью. Много лет подряд горожане избирали купца бургомистром Переславля. Градоначальниками впоследствии становились его сын Алексей Васильевич, внук Андрей Алексеевич и правнук Петр Андреевич. Последний, кстати и был отцом ребятишек, что смотрят на нас с полотен Павла Календаса.
— Но если Темерины были настолько уважаемыми людьми, почему им раньше не присвоили дворянство?
— Для этого нужно было подать прошение в Правительственный Сенат. Первым это сделал дедушка Александры, Николая и Петра в 1823 году. Стать дворянином Андрей Темерин не успел — внезапно умер от простуды. Но хоронили его, как почётного горожанина. Панихиду служили несколько священников — настоятели храмов, в строительстве и украшении которых Андрей Алексеевич принимал участие. На поминки Темерины пригласили горожан всех сословий, бесплатно накормили более трёхсот нищих.
— Такая благотворительность и есть настоящее благородство!
— Благородство Темериных отметил и Правительственный Сенат — в 1848 году вопрос о дворянстве для них был решен положительно. Дети Петра Андреевича Темерина стали первыми, кто получил новый статус не за личные заслуги, а по наследству. Этот факт стал своеобразной вехой в истории рода, портреты кисти Павла Календаса — её символом. Учитывая роль Темериных в развитии Переславля, триптих можно назвать частью городской летописи.
— Хотела бы я прожить свою жизнь так, чтобы портреты моих детей вошли в историю родного города!
«Портреты детей купца Темерина кисти Павла Календаса можно увидеть в Переславль-Залесском государственном музее-заповеднике».
Поможем Сулейману пройти жизненно важное обследование

Знаете, о чём мечтает восьмилетний Сулейман? О том, что снова будет бегать наперегонки с друзьями, играть в футбол и просто жить легко и радостно, без лекарств и больниц.
В раннем детстве мальчик перенёс инсульт, однако смог восстановиться. Казалось, все неприятности остались позади. Он рос, развивался, радостно проживал своё детство и в 7 лет пошёл в школу. Но недавно у Сулеймана обнаружилась эпилепсия. Она проявляется в виде приступов, судорог. В результате этой болезни человек может лишиться памяти, утратить двигательные навыки и не только. Чтобы такого не произошло, и врачи подобрали правильную схему лечения, мальчику необходимо пройти углублённое дорогостоящее обследование.
Сулейман — обычный ребёнок, который любит мороженое, мультфильмы и всей душой мечтает вернуться на футбольное поле. Он не сдаётся и верит, что обязательно выздоровеет, подбадривает маму с папой, видя тревогу в их глазах.
Таким ребятам, как Сулейман, помогает фонд «Страна — детям». С его поддержкой маленькие и взрослые подопечные из разных регионов России проходят жизненно важные обследования, которые не доступны для них бесплатно. На сайте фонда можно узнать обо всём подробнее, а также помочь восьмилетнему Сулейману. Любое ваше участие приблизит мальчика к здоровой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Руинированные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о сохранении разрушенных храмов, чем ценны даже те церкви, которые находятся в состоянии руин и как их можно восстанавливать.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Четвертая беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Денисовым была посвящена взаимодействию храмов и музеев (эфир от 06.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День Казанской иконы Богородицы и День народного единства;
— Праздники как часть церковной и общественной жизни;
— Положение Украинской Православной Церкви сегодня и реакция общества в мире;
— Возрождение разрушенных храмов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







