Павел Календас. Портреты детей купца Темерина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Календас. Портреты детей купца Темерина

* Поделиться

— Как вам наш Переславский музей-заповедник?

— Впечатляет! Где ещё увидишь такую богатую коллекцию русского провинциального портрета восемнадцатого-девятнадцатого веков!

— Да, приходишь сюда — словно попадаешь в прошлое. Приятно представлять, как жили люди, изображённые на портретах, чем увлекались. А вот этот триптих Павла Колендаса меня всякий раз озадачивает. Почему дети купца Темерина на картинах выглядят, как взрослые? И девочка — словно придворная дама, и мальчики замерли в статичных позах. Вас это не удивляет?

— Таков закон жанра! В восемнадцатом и девятнадцатом веках парадный портрет был чем-то вроде визитной карточки — он нёс в себе информацию о происхождении человека, его достижениях, положении в обществе.

— Но ведь это касается взрослых! Ребятишки-то здесь причём?

— В то время в детях видели в первую очередь наследников семейного дела. А девочка и два мальчика, запечатлённые на картинах Павла Календаса, открыли новую страницу в истории переславского купеческого семейства. Портреты написаны в 1844 году, а спустя четыре года Темерины получили от правительства дворянское достоинство. И по содержанию картин видно, что отец очень рассчитывал вывести своих чад на новую ступеньку социальной лестницы.

— А как надежды купца отразились на портретах его отпрысков?

— Самое очевидное — дети одеты, как дворяне. Вы сами заметили, что десятилетняя Александра Петровна похожа на придворную даму. Её платье с отрытыми плечами, узким корсетом и пышной юбкой соответствует дворцовой моде середины девятнадцатого века. Справа на портрете девочки мы видим вазон с пионом — этот цветок, именуемый «роза без шипов», был популярен в дворянских усадьбах. И мальчиков художник представил хозяевами поместья на фоне идиллического пейзажа.

— Но откуда купец узнал, что через четыре года станет дворянином?

— Переход Темериных в привилегированное сословие не был случайностью. Эта семья издавна пользовалась в Переславле почётом и уважением. Основатель династии, Василий Темерин, в конце восемнадцатого века построил полотняную фабрику, и её продукция была востребована и в России, и заграницей. Василий Васильевич отличался предприимчивостью и добропорядочностью. Много лет подряд горожане избирали купца бургомистром Переславля. Градоначальниками впоследствии становились его сын Алексей Васильевич, внук Андрей Алексеевич и правнук Петр Андреевич. Последний, кстати и был отцом ребятишек, что смотрят на нас с полотен Павла Календаса.

— Но если Темерины были настолько уважаемыми людьми, почему им раньше не присвоили дворянство?

— Для этого нужно было подать прошение в Правительственный Сенат. Первым это сделал дедушка Александры, Николая и Петра в 1823 году. Стать дворянином Андрей Темерин не успел — внезапно умер от простуды. Но хоронили его, как почётного горожанина. Панихиду служили несколько священников — настоятели храмов, в строительстве и украшении которых Андрей Алексеевич принимал участие. На поминки Темерины пригласили горожан всех сословий, бесплатно накормили более трёхсот нищих.

— Такая благотворительность и есть настоящее благородство!

— Благородство Темериных отметил и Правительственный Сенат — в 1848 году вопрос о дворянстве для них был решен положительно. Дети Петра Андреевича Темерина стали первыми, кто получил новый статус не за личные заслуги, а по наследству. Этот факт стал своеобразной вехой в истории рода, портреты кисти Павла Календаса — её символом. Учитывая роль Темериных в развитии Переславля, триптих можно назвать частью городской летописи.

— Хотела бы я прожить свою жизнь так, чтобы портреты моих детей вошли в историю родного города!

«Портреты детей купца Темерина кисти Павла Календаса можно увидеть в Переславль-Залесском государственном музее-заповеднике».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем