
«Нищие дети» Павел Чистяков, 1861 гг. Русский музей. Санкт-Петербург
— (Негромко) Здравствуйте! (Не получив ответа нарочито кашляет и повторяет громче) Здравствуйте!
— Ой, простите, пожалуйста. Добрый день! Вы что-то купить хотели?
— Да, будьте добры, пачку акварельной бумаги.
— Вот, пожалуйста. Ещё раз прошу прощения. Сегодня непогода весь день, покупателей нет с утра. Я открыла художественный альбом с репродукциями русских художников, и так увлеклась, что не услышала, как вы вошли. Некоторые картины за душу берут! Вот, например, взгляните.
— Это работа художника девятнадцатого века Павла Чистякова «Нищие дети».
— С каким чувством, как точно передан сюжет! Крестьянская изба, у входа топчутся ребятишки, видимо брат с сестрой. Одежонка на них ветхая, не по росту. У мальчика через плечо перекинута холщовая сума для подаяния. Девочка совсем крохотная, года четыре ей, не больше. Дети стоят возле лавки, на которой лежит круглый ржаной хлеб. Наверное, аромат от него стоит на всю горницу. Представляю, как детям есть хочется.
— Да, работа выразительная. Не зря Павел Чистяков получил за неё золотую медаль в Академии художеств. Это произошло в 1861 году, как только картина была закончена.
— Я об этом живописце и не слышала раньше.
— Павел Петрович не так много создал картин. Однако, все они интересны и по форме, и по содержанию. Кроме того, Чистяков вошёл в историю русской живописи как выдающийся преподаватель. Его учениками были Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Валентин Серов, Виктор Васнецов.
— Какие имена! Значит, мастеру было что передать, раз он взрастил целую плеяду художников.
— О, да! Говорили, что лучше Чистякова никто не владеет техникой рисунка. К тому же у него была своя, особая система преподавания.
— И если судить по картине «Нищие дети», художник отличался неравнодушием. Это тоже важно для хорошего учителя.
— Да, Чистякову было свойственно участие. А мимо проблемы крестьянской бедности он не мог пройти ещё и потому, что знал её изнутри. Он ведь сам был из крепостных, хотя и получил свободу трёх дней от роду.
— Как это?
— Отец Павла Петровича служил управляющим в имении помещика. За усердную службу барин даровал вольную на крестины каждому из его детей.
— Значит, Чистяковы не были такими уж бедными — должность управляющего наверняка приносила хороший доход.
— Не настолько хороший, чтобы многодетной семье жить безбедно. Кроме Павла, у родителей было ещё двенадцать детей. К тому же, отец художника слыл бессребреником. Он всегда охотно помогал односельчанам, и состояния не нажил. А помощь соседям часто требовалась немалая, особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Получив свободу, не все крестьяне смогли адаптироваться к новым условиям, многие обнищали. И не только взрослые, но и дети пошли с сумой по дворам.
— Постойте, вы говорили, что и картина Павла Чистякова написана в 1861 году? Вряд ли это совпадение?
— Конечно же, нет. Своей работой «Нищие дети» художник хотел привлечь внимание общества к обострившейся проблеме. Эта проникновенная работа вызывала сострадание в сердцах, побуждала принимать меры — открывать приюты для бедных ребятишек.
— Современным языком картину Павла Чистякова можно назвать социальной рекламой — она нужна, чтобы сделать общество милосердней.
— Пожалуй. И современным людям полезно увидеть полотно «Нищие дети» в Русском музее Санкт-Петербурга. Оно задевает в сердцах струны доброты и сострадания.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











