Павел Чистяков. «Нищие дети» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Чистяков. «Нищие дети»

* Поделиться

«Нищие дети» Павел Чистяков, 1861 гг. Русский музей. Санкт-Петербург

— (Негромко) Здравствуйте! (Не получив ответа нарочито кашляет и повторяет громче) Здравствуйте!

— Ой, простите, пожалуйста. Добрый день! Вы что-то купить хотели?

— Да, будьте добры, пачку акварельной бумаги.

— Вот, пожалуйста. Ещё раз прошу прощения. Сегодня непогода весь день, покупателей нет с утра. Я открыла художественный альбом с репродукциями русских художников, и так увлеклась, что не услышала, как вы вошли. Некоторые картины за душу берут! Вот, например, взгляните.

— Это работа художника девятнадцатого века Павла Чистякова «Нищие дети».

— С каким чувством, как точно передан сюжет! Крестьянская изба, у входа топчутся ребятишки, видимо брат с сестрой. Одежонка на них ветхая, не по росту. У мальчика через плечо перекинута холщовая сума для подаяния. Девочка совсем крохотная, года четыре ей, не больше. Дети стоят возле лавки, на которой лежит круглый ржаной хлеб. Наверное, аромат от него стоит на всю горницу. Представляю, как детям есть хочется.

— Да, работа выразительная. Не зря Павел Чистяков получил за неё золотую медаль в Академии художеств. Это произошло в 1861 году, как только картина была закончена.

— Я об этом живописце и не слышала раньше.

— Павел Петрович не так много создал картин. Однако, все они интересны и по форме, и по содержанию. Кроме того, Чистяков вошёл в историю русской живописи как выдающийся преподаватель. Его учениками были Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Валентин Серов, Виктор Васнецов.

— Какие имена! Значит, мастеру было что передать, раз он взрастил целую плеяду художников.

— О, да! Говорили, что лучше Чистякова никто не владеет техникой рисунка. К тому же у него была своя, особая система преподавания.

— И если судить по картине «Нищие дети», художник отличался неравнодушием. Это тоже важно для хорошего учителя.

— Да, Чистякову было свойственно участие. А мимо проблемы крестьянской бедности он не мог пройти ещё и потому, что знал её изнутри. Он ведь сам был из крепостных, хотя и получил свободу трёх дней от роду.

— Как это?

— Отец Павла Петровича служил управляющим в имении помещика. За усердную службу барин даровал вольную на крестины каждому из его детей.

— Значит, Чистяковы не были такими уж бедными — должность управляющего наверняка приносила хороший доход.

— Не настолько хороший, чтобы многодетной семье жить безбедно. Кроме Павла, у родителей было ещё двенадцать детей. К тому же, отец художника слыл бессребреником. Он всегда охотно помогал односельчанам, и состояния не нажил. А помощь соседям часто требовалась немалая, особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Получив свободу, не все крестьяне смогли адаптироваться к новым условиям, многие обнищали. И не только взрослые, но и дети пошли с сумой по дворам.

— Постойте, вы говорили, что и картина Павла Чистякова написана в 1861 году? Вряд ли это совпадение?

— Конечно же, нет. Своей работой «Нищие дети» художник хотел привлечь внимание общества к обострившейся проблеме. Эта проникновенная работа вызывала сострадание в сердцах, побуждала принимать меры — открывать приюты для бедных ребятишек.

— Современным языком картину Павла Чистякова можно назвать социальной рекламой — она нужна, чтобы сделать общество милосердней.

— Пожалуй. И современным людям полезно увидеть полотно «Нищие дети» в Русском музее Санкт-Петербурга. Оно задевает в сердцах струны доброты и сострадания.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
****
Другие программы
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.
Истории старого звонаря
Истории старого звонаря
На территории Андреевского монастыря в Москве, где находится Радио «Вера», можно встретить скромного, почти неприметного человека, спешащего подняться на колокольню. Но стоит ему забраться туда, как окрестности оглашаются неземным звоном. В этот момент вы с замиранием сердца останавливаетесь и думаете: «Надо же, какой талант! Талант от Бога!» И вы абсолютно правы: Петр Алексеевич Колосов — один из лучших звонарей столицы, а, может быть, и России. Но искусство звонаря — это лишь одно из многочисленных его дарований. Ведь Петр Алексеевич ещё и изумительный рассказчик! И в этом вы легко убедитесь, слушая программу «Истории старого звонаря»
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Жития святых
Жития святых
Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский и многие другие - на их жизнь мы стараемся равнять свои жизни, к ним мы обращаемся с просьбами о молитвенном заступничестве перед Богом. Но так ли много мы знаем об их земной жизни и о том, чем конкретно они прославили себя в вечности? Лучше узнать о земной жизни великих святых поможет наша программа.

Также рекомендуем