Павел Чистяков. «Нищие дети» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Чистяков. «Нищие дети»

* Поделиться

«Нищие дети» Павел Чистяков, 1861 гг. Русский музей. Санкт-Петербург

— (Негромко) Здравствуйте! (Не получив ответа нарочито кашляет и повторяет громче) Здравствуйте!

— Ой, простите, пожалуйста. Добрый день! Вы что-то купить хотели?

— Да, будьте добры, пачку акварельной бумаги.

— Вот, пожалуйста. Ещё раз прошу прощения. Сегодня непогода весь день, покупателей нет с утра. Я открыла художественный альбом с репродукциями русских художников, и так увлеклась, что не услышала, как вы вошли. Некоторые картины за душу берут! Вот, например, взгляните.

— Это работа художника девятнадцатого века Павла Чистякова «Нищие дети».

— С каким чувством, как точно передан сюжет! Крестьянская изба, у входа топчутся ребятишки, видимо брат с сестрой. Одежонка на них ветхая, не по росту. У мальчика через плечо перекинута холщовая сума для подаяния. Девочка совсем крохотная, года четыре ей, не больше. Дети стоят возле лавки, на которой лежит круглый ржаной хлеб. Наверное, аромат от него стоит на всю горницу. Представляю, как детям есть хочется.

— Да, работа выразительная. Не зря Павел Чистяков получил за неё золотую медаль в Академии художеств. Это произошло в 1861 году, как только картина была закончена.

— Я об этом живописце и не слышала раньше.

— Павел Петрович не так много создал картин. Однако, все они интересны и по форме, и по содержанию. Кроме того, Чистяков вошёл в историю русской живописи как выдающийся преподаватель. Его учениками были Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Валентин Серов, Виктор Васнецов.

— Какие имена! Значит, мастеру было что передать, раз он взрастил целую плеяду художников.

— О, да! Говорили, что лучше Чистякова никто не владеет техникой рисунка. К тому же у него была своя, особая система преподавания.

— И если судить по картине «Нищие дети», художник отличался неравнодушием. Это тоже важно для хорошего учителя.

— Да, Чистякову было свойственно участие. А мимо проблемы крестьянской бедности он не мог пройти ещё и потому, что знал её изнутри. Он ведь сам был из крепостных, хотя и получил свободу трёх дней от роду.

— Как это?

— Отец Павла Петровича служил управляющим в имении помещика. За усердную службу барин даровал вольную на крестины каждому из его детей.

— Значит, Чистяковы не были такими уж бедными — должность управляющего наверняка приносила хороший доход.

— Не настолько хороший, чтобы многодетной семье жить безбедно. Кроме Павла, у родителей было ещё двенадцать детей. К тому же, отец художника слыл бессребреником. Он всегда охотно помогал односельчанам, и состояния не нажил. А помощь соседям часто требовалась немалая, особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Получив свободу, не все крестьяне смогли адаптироваться к новым условиям, многие обнищали. И не только взрослые, но и дети пошли с сумой по дворам.

— Постойте, вы говорили, что и картина Павла Чистякова написана в 1861 году? Вряд ли это совпадение?

— Конечно же, нет. Своей работой «Нищие дети» художник хотел привлечь внимание общества к обострившейся проблеме. Эта проникновенная работа вызывала сострадание в сердцах, побуждала принимать меры — открывать приюты для бедных ребятишек.

— Современным языком картину Павла Чистякова можно назвать социальной рекламой — она нужна, чтобы сделать общество милосердней.

— Пожалуй. И современным людям полезно увидеть полотно «Нищие дети» в Русском музее Санкт-Петербурга. Оно задевает в сердцах струны доброты и сострадания.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем