
«Нищие дети» Павел Чистяков, 1861 гг. Русский музей. Санкт-Петербург
— (Негромко) Здравствуйте! (Не получив ответа нарочито кашляет и повторяет громче) Здравствуйте!
— Ой, простите, пожалуйста. Добрый день! Вы что-то купить хотели?
— Да, будьте добры, пачку акварельной бумаги.
— Вот, пожалуйста. Ещё раз прошу прощения. Сегодня непогода весь день, покупателей нет с утра. Я открыла художественный альбом с репродукциями русских художников, и так увлеклась, что не услышала, как вы вошли. Некоторые картины за душу берут! Вот, например, взгляните.
— Это работа художника девятнадцатого века Павла Чистякова «Нищие дети».
— С каким чувством, как точно передан сюжет! Крестьянская изба, у входа топчутся ребятишки, видимо брат с сестрой. Одежонка на них ветхая, не по росту. У мальчика через плечо перекинута холщовая сума для подаяния. Девочка совсем крохотная, года четыре ей, не больше. Дети стоят возле лавки, на которой лежит круглый ржаной хлеб. Наверное, аромат от него стоит на всю горницу. Представляю, как детям есть хочется.
— Да, работа выразительная. Не зря Павел Чистяков получил за неё золотую медаль в Академии художеств. Это произошло в 1861 году, как только картина была закончена.
— Я об этом живописце и не слышала раньше.
— Павел Петрович не так много создал картин. Однако, все они интересны и по форме, и по содержанию. Кроме того, Чистяков вошёл в историю русской живописи как выдающийся преподаватель. Его учениками были Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Валентин Серов, Виктор Васнецов.
— Какие имена! Значит, мастеру было что передать, раз он взрастил целую плеяду художников.
— О, да! Говорили, что лучше Чистякова никто не владеет техникой рисунка. К тому же у него была своя, особая система преподавания.
— И если судить по картине «Нищие дети», художник отличался неравнодушием. Это тоже важно для хорошего учителя.
— Да, Чистякову было свойственно участие. А мимо проблемы крестьянской бедности он не мог пройти ещё и потому, что знал её изнутри. Он ведь сам был из крепостных, хотя и получил свободу трёх дней от роду.
— Как это?
— Отец Павла Петровича служил управляющим в имении помещика. За усердную службу барин даровал вольную на крестины каждому из его детей.
— Значит, Чистяковы не были такими уж бедными — должность управляющего наверняка приносила хороший доход.
— Не настолько хороший, чтобы многодетной семье жить безбедно. Кроме Павла, у родителей было ещё двенадцать детей. К тому же, отец художника слыл бессребреником. Он всегда охотно помогал односельчанам, и состояния не нажил. А помощь соседям часто требовалась немалая, особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Получив свободу, не все крестьяне смогли адаптироваться к новым условиям, многие обнищали. И не только взрослые, но и дети пошли с сумой по дворам.
— Постойте, вы говорили, что и картина Павла Чистякова написана в 1861 году? Вряд ли это совпадение?
— Конечно же, нет. Своей работой «Нищие дети» художник хотел привлечь внимание общества к обострившейся проблеме. Эта проникновенная работа вызывала сострадание в сердцах, побуждала принимать меры — открывать приюты для бедных ребятишек.
— Современным языком картину Павла Чистякова можно назвать социальной рекламой — она нужна, чтобы сделать общество милосердней.
— Пожалуй. И современным людям полезно увидеть полотно «Нищие дети» в Русском музее Санкт-Петербурга. Оно задевает в сердцах струны доброты и сострадания.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема