
Фото: PxHere
Крашеное яйцо, творожная пасха и кулич уже давно стали символами пасхального стола. После длительного Великого поста христиане разговляются ими по его окончании, вернувшись домой с праздничного пасхального богослужения. Крашеное яйцо — возможно, самое древнее церковно-обрядовое кушанье. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо было особым даром. Мария Магдалина преподнесла его римскому императору Тиберию, как символ новой жизни, и объявила о Воскресении Христа словами «Христос воскресе!». То яйцо было обычным, белым. Но когда император сказал с усмешкой, что не верит в Воскресение, как и в то, что куриное яйцо может быть красным, оно в его руках изменило свой цвет. Из этого предания и родился обычай дарить друг другу яйца на праздник Пасхи, «христосоваться» ими.
На Руси после введения христианства равноапостольным князем Владимиром пасхальное яйцо стало важной частью христианских обычаев. Яйца, по обычаю, варили и красили на Страстной Неделе, в Великий Четверг. В Пасхальное Воскресенье разговлялись в первую очередь именно ими, а уж потом — творожной пасхой и куличом. А по окончании Пасхальной Недели, на Радоницу приносили крашеные яйца на кладбища — своим покойным родственникам как знак будущего воскресения из мертвых.
История пасхального кулича тоже уходит корнями в глубокую древность. Одни историки считают, что слово пришло из греческого языка: «кулиз» — это хлеб круглой или овальной формы. Другие видят в нем древнеславянское слово «колача», то есть «дитя солнца»: славяне пекли обрядовый заквашенный хлеб весной, в преддверии сева. Кулич стал символом не только Воскресения Спасителя, но и Его незримого присутствия за пасхальным столом. В Древней Руси одно место хозяева оставляли свободным — и ставили кулич на стол перед ним, напоминая о невидимом присутствии Христа.
Творожная пасха — особое блюдо из творога, которое готовят один раз в году — к пасхальному столу. Такой обычай долгое время был распространен не столь широко — лишь в северных и центральных районах России. На юге и на Украине пасхой называли только кулич. Считается, что творожная пасха символизирует Гроб Господень и, кроме того, замещает собой ветхозаветного агнца — ягнёнка, которого приносили в жертву к празднику еврейского «песаха», ветхозаветной Пасхи. Для приготовления пасхи нужен творог высшего качества —свежий, сухой и однородный. В него добавляются сливочное масло, сливки или сметана, иногда — изюм. Часто в пасху добавляют яйца, пряности, миндаль, цукаты, украшают разными сладостями.
Издавна в России крашеные яйца, кулич, пасху полагается освящать в церкви по окончании ночного пасхального богослужения. В Светлое Христово Воскресенье они занимают самое почетное место на праздничном пасхальном столе.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.