Крашеное яйцо, творожная пасха и кулич уже давно стали символами пасхального стола. После длительного Великого поста христиане разговляются ими по его окончании, вернувшись домой с праздничного пасхального богослужения. Крашеное яйцо – возможно, самое древнее церковно-обрядовое кушанье. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо было особым даром. Мария Магдалина преподнесла его римскому императору Тиберию, как символ новой жизни, и объявила о Воскресении Христа словами «Христос воскресе!». То яйцо было обычным, белым. Но когда император сказал с усмешкой, что не верит в Воскресение, как и в то, что куриное яйцо может быть красным, оно в его руках изменило свой цвет. Из этого предания и родился обычай дарить друг другу яйца на праздник Пасхи, «христосоваться» ими.
На Руси после введения христианства равноапостольным князем Владимиром пасхальное яйцо стало важной частью христианских обычаев. Яйца, по обычаю, варили и красили на Страстной Неделе, в Великий Четверг. В Пасхальное Воскресенье разговлялись в первую очередь именно ими, а уж потом – творожной пасхой и куличом. А по окончании Пасхальной Недели, на Радоницу приносили крашеные яйца на кладбища – своим покойным родственникам как знак будущего воскресения из мертвых.
История пасхального кулича тоже уходит корнями в глубокую древность. Одни историки считают, что слово пришло из греческого языка: «кулиз» - это хлеб круглой или овальной формы. Другие видят в нем древнеславянское слово «колача», то есть «дитя солнца»: славяне пекли обрядовый заквашенный хлеб весной, в преддверии сева. Кулич стал символом не только Воскресения Спасителя, но и Его незримого присутствия за пасхальным столом. В Древней Руси одно место хозяева оставляли свободным – и ставили кулич на стол перед ним, напоминая о невидимом присутствии Христа.
Творожная пасха – особое блюдо из творога, которое готовят один раз в году – к пасхальному столу. Такой обычай долгое время был распространен не столь широко – лишь в северных и центральных районах России. На юге и на Украине пасхой называли только кулич. Считается, что творожная пасха символизирует Гроб Господень и, кроме того, замещает собой ветхозаветного агнца – ягнёнка, которого приносили в жертву к празднику еврейского «песаха», ветхозаветной Пасхи. Для приготовления пасхи нужен творог высшего качества –свежий, сухой и однородный. В него добавляются сливочное масло, сливки или сметана, иногда - изюм. Часто в пасху добавляют яйца, пряности, миндаль, цукаты, украшают разными сладостями.
Издавна в России крашеные яйца, кулич, пасху полагается освящать в церкви по окончании ночного пасхального богослужения. В Светлое Христово Воскресенье они занимают самое почетное место на праздничном пасхальном столе.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди