
Фото: Zhi Xuan Hew / Unsplash
Если вы вдруг окажетесь в Праге, то пройти мимо знаменитого Карлового моста вы просто не сможете. Карлов мост — визитная карточка чешской столицы, одно из самых любимых мест в городе и для его жителей, и для туристов.
Постройка Карлова моста была завершена в начале 15 века. Его украшением служат тридцать каменных статуй, многие из которых посвящены святым, в основном католическим. Но нашлось на Карловом мосту место и для православных подвижников. Правда, не сразу.
В 18 веке в Праге произошло страшное наводнение, в результате которого в реку Влтаву с моста упали несколько скульптур. Долгое время одно из освободившихся в результате разгула стихии мест пустовало. И в 1928 году администрацией города было принято решение установить на Карловом мосту памятник святым братьям Кириллу и Мефодию.
Кирилл и Мефодий почитаются в Православной Церкви как просветители славян. Свою деятельность они осуществляли на территории Моравии — области, которая теперь является частью Чехии. Тем не менее, их деятельность коснулась многих других славянских народов. Этот факт в какой-то степени отражен в скульптуре святых братьев на Карловом мосту. Рядом с фигурами братьев находятся символические изображения Чехии, Моравии и Словакии в виде трех человеческих фигур. Эти три человека-символа принимают от рук святых крещение.
Памятник Кирилла и Мефодия появился в Чехии не случайно. Вернее так — православные чехи всегда чтили память святых братьев. А вот католики, которых в Чехии абсолютное большинство, возвеличили память Кирилла и Мефодия исключительно по политическим причинам. 5 июля — официальный праздник в честь святых братьев появился в календаре Чехии, чтобы подчеркнуть — эта страна всегда была католической, а Кирилл и Мефодий миссионерствовали в Моравии с благословения Римского Папы (он тогда еще состоял в общении с Православием).
Православные в Чехии почитают святых братьев не в июле, а 24-го мая по новому стилю. В этот день ежегодно проходит богослужение в Микульчицах — древнем городе Великой Моравии, в котором было девять церквей и в котором, возможно проповедовали святые братья. Службу обычно возглавляет глава Чешской Православной Церкви — митрополит Чешских Земель и Словакии.
В Микульчицы приезжают многочисленные священники и верующие из разных стран. Стало уже традицией присутствие на празднике обширной болгарской делегации. В Болгарии православный праздник Кирилла и Мефодия — государственный праздник и поэтому выходной.
Почитание святых Кирилла и Мефодия позволяет православным чехам чувствовать свою связь с иными православными славянами. Чехия сегодня ориентируется исключительно на запад, а потому общее наследие с русскими, болгарами, сербами очень ценится современными чешскими православными.
Все выпуски программы Вселенная православия
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема