«Отношение к болезням». Свящ. Роман Федотов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Отношение к болезням». Свящ. Роман Федотов

* Поделиться

У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.

В день памяти великомученика и целителя Пантелеимона мы говорили об этом святом, а также о христианском отношении к болезням и почему Господь кому-то посылает исцеление, а кому-то нет.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, в Москве. Добрый вечер.

Свящ. Роман Федотов

— Добрый вечер, Константин. Добрый вечер, дорогие радиослушатели.

К. Мацан

— Сегодня в церковном календаре день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, покровителя всех врачей, действительно целителя. И в народном сознании есть представление о том, что именно великомученику Пантелеимону нужно молиться об исцелении от болезней. В храме, куда я хожу, есть замечательная икона, где на одной иконе слева святитель Лука (Войно-Ясенецкий), справа великомученик Пантелеимон, два целителя — один из IV века, другой из ХХ-го. Эта тема наша сегодняшняя про болезни и веру: про болезни духовные и болезни телесные. И, конечно, про самого великомученика поговорим. Но ещё, помимо того, что день памяти великомученика Пантелеимона, ещё и ближайшее чтение воскресное евангельское посвящено исцелению двух слепцов. Поэтому там, где болезнь, там всегда тема исцеления и чудесных исцелений, и как к ним относиться, можно ли их чаять, следовательно, на них надеяться и так далее. Вот об этом сегодня хотелось бы с вами поговорить. Есть такое представление, вызывающее иногда оторопь, о том, что болезни — это наказание от Бога человеку за что-то: за грехи, за проступки. как вы к этому относитесь?

Свящ. Роман Федотов

— Если, конечно, смотреть буквально, например, взять слова Священного Писания, например, пророка Иеремию, он прям чётко говорит: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились». Иногда мы, к сожалению, представляем, что Господь имеет такое желание наказать человека, но Господь — это любовь. Поэтому, конечно, я бы не стал сопрягать такое действие. Часто люди говорят «за что?» — и, конечно, это нас напрямую относит к каким-то, так сказать, причинно-следственным связям. Скорее всего, наверное, было бы корректно задать другой вопрос «для чего?» — для чего всё это происходит? И вспомнить хочется великого святого Антония Великого. Он сказал: «Господи, почему одни так много живут, а другие умирают рано?» И Господь ему ответил: «Антоний, себе внимай. То суды Божьи, а тебе нет пользы знать их». И поэтому, когда, например, мы встречаемся с тем, что даже на исповеди или где-то в разговоре кто-то злорадно приходит и говорит, что вот ему-то это за это, потому что он на самом деле так мучил людей, так вёл, это просто какое-то, наверное, сведение счётов одного человека с другим. И, конечно, больному человеку или болящему человеку очень тяжело слышать, когда на него иногда действительно прямую напраслину возводят и говорят, что вот тебе это за то.

Мы, конечно, знаем евангельское повествование о том, когда Господь исцеляет слепого человека, и Его спрашивают: кто согрешил — он или его родители? И Господь говорит, что ни он не согрешил, ни родители его не согрешили, но чтобы дела Божии явились на нём. И поэтому, наверное, когда мы встречаемся с болезнью, мы встречаемся с некоторым таинством. Таинством, которое перед нами открывает лучше, наверное, что есть в нас. Другими словами, внешний наш человек тлеет, а внутренний обновляется. Вообще, в болезни, в кризисных состояниях мы часто даём Богу обещания решительно изменить нашу жизнь к лучшему, даём обеты, приносим покаяние, как будто чувствуя нерв жизни, её скоротечность и величие какого-то приближающегося духовного мира.
Я вспоминаю, когда у меня была операция на вены — у священников это вообще такое больное место, мы постоянно стоим: на требах стоим, на Литургии стоим, ходим мало. Бывает, нужно переместиться быстро из одного района в другой на машине. В общем-то, постоянно последние десять лет это вот такие мучения. И меня уговорили на операцию по прижиганию вен. И вроде всё сначала шло неплохо. Начали обкалывать новокаином, и вдруг я почувствовал, что начинаю задыхаться, другими словами, уходить из этой жизни. У меня какой-то тремор начался, врачи начали суетиться, прибежал реаниматолог. И вот в этот самый момент я, наверное, не задавал себе вопросов «за что?» — просто какие-то обещания начались сразу. Передо мной вся жизнь моя пролетела. Думаю: «Вот дети, много детей. Господи, я обещаю Тебе, что я не буду больше на них кричать. Я буду уделять им как можно больше времени». И тут осознаю, что и к службе-то я недостаточно хорошо всегда готовлюсь. И говорю: «Господи, вот всё, теперь все молитвы буду вычитывать, обязательно буду вычитывать». И ты понимаешь, что сейчас всё вообще может измениться, радикально измениться, вообще весь твой образ жизни. И поэтому, наверное, Господь вот размягчает твоё сердце. Он тебе показывает, как это близко — вот эта духовная реальность. Поэтому, наверное, это самое важное, что несёт болезнь. Как говорят в народе, Господь коснулся: коснулся человека, коснулся его сердца.

К. Мацан

— То есть болезнь выступает чем-то, что оживляет отношения человека с Богом, может оживить отношения человека с Богом?

Свящ. Роман Федотов

— Да, я думаю, это действительно так. Знаете, есть у нас такой святой Паисий Святогорец. И он всегда говорил, что болезни ему приносили такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь. Он говорил о каком-то одном моменте, одном годе, который он провёл в онкологической клинике, где постоянно были тяжёлые процедуры, химиотерапия, операции больных, с которыми ему приходилось очень много общаться. Это был такой бесценный опыт, который он сравнивал с годами, проведёнными в святой обители. Это, безусловно, так — мы становимся намного ближе ко Христу.

К. Мацан

— Ну вот примеры, которые вы приводите, они замечательные. В то же время это примеры взрослых людей, осознающих себя верующими. И тогда, если есть уже какие-то отношения, дерзновенно скажем, с Богом, если есть вера, то если она как-то стала более холодной, то вот ощущение своей беспомощности, ощущение своей хрупкости в болезни заставляет человека по-настоящему уповать, и отношения с Богом оживляются. Но для многих ведь оказывается очень тяжёлой темой: а почему дети болеют тяжело? Вот вы привели пример этих известных слов из Евангелия. Известных в том смысле, что мы к ним всегда обращаемся, когда говорим о болезни. Когда ученики спросили Иисуса, указывая на слепорождённого, кто согрешил: он или родители его? Как вы процитировали, Спаситель ответил, что ни он, ни родители, но чтобы на нём были явлены дела Божии. И Христос исцеляет слепорождённого. А в жизни не всегда происходит так, что человек, ребёнок, страдающий болезнью, исцеляется. И я каждый раз, честно могу вам признаться, вот об эти слова Евангелия спотыкаюсь — внутренней, может быть, какой-то молчаливый молитвой, когда слова уже отступают, и ты просто вслушиваешься в слова Спасителя, и ты действительно понимаешь их правду. Но пытаясь применить их как рациональный аргумент, приходишь опять же в оторопь: зачем нужно было ребёнку страдать, чтобы на нём явились дела Божии, если Бог есть любовь? В обычной жизни ещё и не всегда ребёнок исцеляется.

Свящ. Роман Федотов

— Константин, вы сейчас замечательные слова сказали о том, что вы не знаете, что сказать. И вам хочется молиться, чтобы как-то вообще духовно уразуметь, что происходит. У меня такое же ощущение возникает, когда я каждый раз, каждую неделю прихожу в Центр наш клинический, где лечатся дети, Федерального медико-биологического агентства, и в одно отделение, неврологическое, в реанимацию. Ты видишь некоторых детей в течение уже многих лет, которые приезжают на реабилитацию в наш центр. И постоянно, конечно, находишься вместе с ними в состоянии сострадания. Но вот это сострадание рождает состояние молитвы. То есть, другими словами, наверное, это можно назвать некоторой литургией, общим делом, Потому что многие люди очень глубоко погружены в ту ситуацию, которая складывается вокруг болезни людей. Во-первых, это родители, которым, наверное, во многом даже, может быть, тяжелее, чем иногда детям, которые иногда слышат, может быть, неутешительный диагноз врача, когда идут какие-то долгие фазы принятия, переживания этой болезни, какие-то труды, очень серьёзные труды.
Одна наша прихожанка буквально два-три года последние пребывала в больнице онкологической со своим любимым чадом, трёхлетним Мишенькой. Она не была даже дома, она не общалась с мужем. И это действительно был такой тяжёлый крест, крест особой жизни с больным человеком. Вот даже когда мы, например, венчаем людей, мы говорим, что брак — это тяжёлый крест, который обязательно нужно нести до конца. И вот мы просим у Бога помощи, чтобы Господь нам помог донести его до конца. И поэтому вот это такое же, наверное, таинство, такой крест непростой, который касается очень многих людей. Он касается врачей, касается священников, которые приходят напутствовать Святыми Тайнами детишек, соборовать их. И самое главное, что и дети меняются. Они становятся очень взрослыми, очень сильными людьми. Даже в онкологическом центре, который рядом с нами находится, куда мы приходим, и часто мне приходится видеть детишек, которые помогают друг другу, которые очень по-взрослому реагируют на каждое слово, которое ты им говоришь. Нельзя притворяться, нельзя как-то уводить, может быть, человека от темы, он всегда предельно сосредоточен, предельно взвешен и очень остро относится к твоим словам. Поэтому сама тема детских болезней действительно очень тяжёлая.
Вообще, как и любая болезнь, она ненормальна, неестественна для человека, потому что болезнь — это последствие грехопадения. И поэтому сказать, что давайте мы это примем — это никогда не укладывается до конца в человеческое сердце. С другой стороны, болезнь детей заставляет вообще изменить ритм жизни семьи. С одной стороны, это как некоторая такая проверка: как люди дальше будут вести себя. Иногда бывает, что, например, тяжёлая болезнь, неврологическая болезнь детей испытывает родителей, и те не всегда выдерживают испытания. Кстати, в неврологическом отделении, куда я часто хожу, где детки с ДЦП, очень много мам, которые одни несут этот крест. Когда отец узнаёт об этом, часто он покидает семью. Бывает, что наоборот. Недавно я слышал, что на Радио ВЕРА был эфир наших прихожан Михаила и Валентины. Они родили ребёночка особенного, даунёнка. И после этого они ещё усыновили нескольких даунят. И когда с ними разговариваешь, говоришь, а как же воспринять этот подвиг, они говорят: «Знаете, батюшка, нет более послушных детей, чем он. Ты говоришь им идти зубы чистить, идти спать укладываться, они улыбаются и идут. Нет людей таких светлых, таких солнечных, которые так тебя любят, обнимают всегда, которые вместе проводят время, всему радуются, за всё благодарят».

Поэтому разные бывают пути и состояния человека. И не каждый проходит вот это испытание, особенно что касается собственных детей. И, наверное, вспоминая своих собственных детей, любая болезнь в семье детей, безусловно, изменяет жизнь, ритм её. Иногда осуетишься, забегаешься, начинаешь уже потом приходить домой, говорить: так, слушай, нужно отслужить сейчас молебен — дети тяжело болеют, ты как-то совсем забыл о главном, что ты священник. Я неоднократно лежал со своими собственными детьми в больнице, в своей собственной больнице, если так можно выразиться. И вот когда ребёнка привозят, например, после операции, когда он ещё не отошёл от наркоза, вот он начинает иногда ползать по кровати, стонать — и ты начинаешь молиться. Я вот поймал себя на мысли, что я по-настоящему начинаю молиться в больничной палате, в детской больничной палате, чтобы Господь сохранил жизнь малыша, своего собственного малыша. И как к этому относится вообще любое родительское сердце, к вот таким страданиям? Оно, конечно, хочется верить, обращается к молитве, даже когда, например, успокоится поначалу.

К. Мацан

— Священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Вы привели слова из жития Антония Великого, когда он вопрошал Бога о смысле жизни других людей, о том, почему одному суждено так, другому так. Господь даёт ему ответ, по сути: не думай об этом, ни твоего как бы ума это дело. Спаси себя и будет с тебя, внимай себе, не в твоей власти знать времена, сроки, Промысл Божий. С одной стороны, понятный месседж есть в этом тексте, в этой истории. А с другой стороны, не получается ли так, что в ответ на очень серьёзные внутренние вопрошания человека о смысле болезней и страданий, вот конкретно такие эпизоды из церковного предания как бы, по сути, уходят от ответа? Кто-то так это воспримет. Сказать: не думай об этом, мы этого не знаем, это превышает наше разумение — порождает новые вопросы: почему же Господь творит то, что превосходит наше разумение? Почему, если мы чувствуем от этого боль и нас это тревожит, то почему на это нет ответа, почему об этом не нужно думать? Вот что вы об этом думаете?

Свящ. Роман Федотов

— Вот, например, апостол Пётр очень думал об этом. Он так говорит, что «как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью. Ибо страдающий плотью перестаёт грешить, чтобы остальное время во плоти жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». И конечно, когда человек заболевает, наверное, нельзя не думать о том, почему это произошло, как это произошло, для чего всё это произошло. Но, наверное, для нас открывается какое-то соработничество со страданиями самого Христа. Эта тема может быть раскрыта в переживаниях, например, Страстной седмицы. Кстати, интересно, что однажды... вот сейчас мы вспоминали очень часто Паисия Святогорца, у него вообще было такое очень интересное отношение к болезням. Он говорил, что ты делай своё дело, а я буду делать своё дело — болезни он так говорил. Что как бы не то что не заморачиваться на этом, хотя с другой стороны, Константин, бывает действительно крайность такая, когда у человека спрашиваешь, как он себя чувствует, и он начинает говорить: знаешь, у меня вот это болит, то болит, сегодня мне сделали какие-то процедуры, но кажется, мне это не помогает. И он в каком-то смысле, как мы сейчас говорим, начинает кошмарить себя. И даже вот эти переживания отнимают какие-то жизненные просто энергии.
Иногда, мне кажется, нужно как бы перенаправить какой-то вектор мыслей на что-то другое. Потому что это приводит, действительно, иногда к унынию, к печали — такие вот иногда рассуждения. Не то что «мы скоро все умрём», но постоянное пребывание в болезнях. Хотя, конечно, нетрудно так вот рассуждать, когда мы сидим сейчас в студии за столом, а не когда у тебя всё болит, когда ты находишься на больничной койке, ты не знаешь просто, куда выбраться. В каком-то смысле это всегда будет оставаться тайной, это будет всегда оставаться каким-то особенным Божественным откровением для каждого сердца. И как-то систематизировать, мне кажется, здесь очень всё тяжело. Потому что для одного человека Господь будет открываться по-одному, для другого по-другому.
Я, знаете, никогда не забуду первый год своего священнического служения, когда я помогал в больнице МПС служить священнику. И вот однажды меня первый раз пригласили на дом к человеку причастить его. Он был очень тяжело болен раком, и он сознательно отказался от принятия обезболивающих препаратов, наркотических препаратов. И вот когда я пришёл, он со слезами посмотрел на меня и сказал: «Господи, Ты меня не оставил». Знаете, я даже так оглянулся назад, думая, кому он это говорит, и понял, что он так встречает священника со Святыми Дарами. Этот человек впоследствии отказался ехать в больницу, как мне уже со слезами говорила, когда он отошёл ко Господу, его жена. Он проявил такую твёрдость веры — это был его подвиг, это было что-то особенное. Но бывают совершенно другие ситуации, когда человек совершенно теряет самообладание. Ему нужны какие-то такие ласковые слова и нужна такая поддержка, чтобы он просто окрылился. Даже не то что поддержка, а какое-то сопереживание ему и помощь, иногда даже какая-то конкретная помощь. Иногда хочется поддержать тем, что, может быть, даже взять какой-то маленький пост, чтобы ему было полегче.

Кстати, святые некоторые говорили, что если ты хочешь помочь человеку, например, больному сахарным диабетом, если это твой родственник, может быть, у тебя хватит сил не есть сладкого хотя бы чуть-чуть. Или, например, если кто-то не может заснуть, но ты тоже проснись, почитай ночью, может быть, несколько молитв. Но это была такая особенная рекомендация святого Паисия своим духовным чадам. Я ни в коем случае не призываю повторять этот подвиг, может быть, не каждому посильный. Но это такое живое участие в жизни человека. Вот кого-то утешает это.

К. Мацан

— А вот пример, который вы привели, что человек на терминальных стадиях онкологии намеренно отказался от обезболивающих. Мы знаем такие примеры из истории Церкви, в том числе есть святые уже ХХ века, которые тоже так поступали. Наверное, мы не можем это подавать как универсальные требования к верующим, правда же?

Свящ. Роман Федотов

— Вы знаете, я служу ещё и в хосписе пятом. С одной стороны, мы действительно говорили с главным врачом, который говорил, что, да, я с уважением отношусь к этим людям, к их выбору, что они отказываются от обезболивающих препаратов. Но, с другой стороны, я не мог раньше понять, как же это так: родственники сдают своих людей, как мне казалось тогда (хочу поставить это слово в скобки — «сдают»), в хоспис? Оказывается, обезболивание гораздо легче, даже в каких-то административных вещах, проходит в хосписе. Это может совершиться оперативно. И человек, который лежит в хосписе, например, он может приходить туда и два, и три года, он является уже постоянно пациентом этого заведения, потому что ему приносят, так сказать, огромное облегчение. Вот мы сейчас вспоминали святителей, монахов — они так всегда говорили: я не знаю, как я буду умирать, как я буду переносить эти страшные боли. Вот мы сегодня всю программу вспоминаем Паисия Святогорца. Вот его, кстати, последние слова были «Сладкая моя Панагия» — он обращался к Божией Матери. И потом был приступ, от которого он терял сознание, приступ боли. И потом он повторял: мученичество, настоящее мученичество. И поэтому человек, который прошёл такую духовную школу, имел такой подвиг, с которым, может быть, мы не сравнимы, и сам нёс такие страшные терзания, страдания и об этом свидетельствует.

И поэтому, конечно, иногда без обезболивания просто невозможно человеку собраться мыслями. Даже врачи иногда в хосписе говорят: мы сейчас, батюшка, подготовим его немножечко. Потому что человека обезболят, его посадят, и тогда он приходит в какое-то нормальное состояние, которое позволяет ему просто общаться со священником, исповедоваться, собороваться. Поэтому, конечно, трудно вообще себе представить сейчас мир, особенно больных людей, без обезболивающих препаратов. Даже в кресло зубного врача нам уже страшно садиться, нам больно, мы боимся.

К. Мацан

— А из чего вообще по вашим наблюдениям, как в том числе больничного священника, вырастает эта идея отказаться от обезболивающих? То есть я не подвергаю сомнению силу духа людей, которые так делают и что у них есть на это мотивация. Но в чём она? Ну, грубо говоря, нужно ли Богу, чтобы человек физически пострадал и чтобы испытывал боль? Вот это выглядит как некая форма благочестивого христианского поступка: а я буду терпеть боль без обезболивания. Но вот нас сейчас слушают люди, и я уверен, что у кого-то будет вопрос: а зачем? Как это связано с религией, с верой в Бога? Причём ещё одно с другим увязано. Почему принять обезболивающее и уходить так для кого-то оказывается чем-то тем, что он не выбирает?

Свящ. Роман Федотов

— Тут очень много может быть аспектов. Они могут быть какие-то медицинские, соматические. Может быть, человеку действительно просто иногда не нравится, как действует какой-то препарат, например. Ему тяжело, он больший, может быть, вред испытывает от этого. Может быть особая тайна — тайна общения этого человека с Богом. Мне тяжело вторгаться в такие глубины. Иногда человек может давать какой-то обет, обещание. Может быть, он сам причинил кому-то страшные страдания, очень страшные, и хочет, чтобы Господь через подвиг этого человека простил его. И, может быть, хочет действительно как-то испытать то, что испытал обиженный им человек. Иногда приходится такие видеть страшные вещи, когда человек остался, например, непрощённым. Вот он лежит уже в гробу, подходит родственник, плюёт на него и говорит: так тебе и надо — вот такая смерть такому человеку. Думаешь: Господи, какой ужас, как это страшно. Меня берёт оторопь, я даже вообще не могу после этого молиться. Бывает, что человек действительно хочет сострадать самому Христу и выбирает именно вот такое своё, так сказать, положение. Иногда какими-то, может быть, другими, особыми руководствуются мыслями.

Честно говоря, дорогой Константин, мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я считаю, что это некоторая такая тайна, это вот такое прикосновение Божие. Но такие случаи, действительно, не то что распространённые, но они бывают. Даже в священнической практике мы с этим сталкиваемся. Но, безусловно, если человек отринет всё, например, и какую-то фармакологическую помощь, и духовную помощь, он останется в страшной пустоте. И поэтому эти люди получают прежде всего такое духовное лекарство, духовное утешение, если так можно даже, может быть, выразиться, некоторое обезболивание духовное, когда искренне верят, что Таинство Церкви облегчит их страдания. Но, наверное, до этого уровня нужно дорасти, наверное, это сугубо индивидуально.

К. Мацан

— Священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Мы скоро вернёмся, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. И сегодня, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, мы говорим о духовных аспектах телесных болезней в человеке. И это очень чувствительная тема, потому что ещё чуть-чуть и мы будем говорить о теодицее и о том, как оправдать страдания в мире и идею веры в Бога, Который есть любовь и благость. Я сейчас не предлагаю в эту такую тему школьного богословия идти. Но мне показалось важным, когда в первой части программы вы привели слова из жития Антония Великого, когда на вопрос Антония к Богу о страданиях и воздаяниях по отношению к другому человеку, Господь говорит: думай о себе, занимайся своей душой, своей жизнью, а Промысл Божий оставь Богу. Почему мне кажется это важным? Потому что у меня был такой эпизод. Вот в этой студии был епископ Пантелеимон (Шатов), собственно говоря, сегодня день его небесного покровителя, грех не вспомнить дорогого владыку Пантелеимона.

Свящ. Роман Федотов

— Да, поздравляем от всей души.

К. Мацан

— Поздравляем его, да. Это человек, который уж точно много знает о страданиях людей в больницах, в хосписах. Он всю жизнь занимается темой больничного, в том числе, служения. И мы говорили как раз-таки тоже об этой теме, о страданиях, о болезнях. И я, само собой, не мог по-журналистки его не спросить: вы видели страдания детей, взрослых людей, как вы для себя отвечаете на вопрос, почему страдают дети и люди взрослые тоже, зачем это надо? И я тоже ждал какую-то такой рефлексии в ответ. А владыка Пантелеимон сказал очень просто, что он никак для себя на этот вопрос не отвечает. По крайней мере, сейчас я пересказываю то, как это запомнил, как тогда услышал. Нет нужды пытаться это обосновать, объяснить и каким-то образом найти этому оправдание. Нет, болезнь — это катастрофа, это боль. И когда перед тобой болеющий или умирающий человек, можно только плакать вместе с ним и никак не пытаться это объяснять, можно, как говорил мне, как мне это запомнилось, владыка Пантелеимон: я просто в этот момент стою перед Крестом, как-то мысленно, духовно, на Голгофе и могу только как-то сострадать, сопереживать этому человеку. А дальше я уже от себя цитирую и комментирую.
Но при таком подходе вопрос такой рациональный: за что это, почему это, как это объяснить? Зачем это Богу нужно? Или не нужно это Богу? Каков тогда этот Бог? Эти вопросы отпадают. Но что мне было очень важно в этом ответе владыки Пантелеимона? Что как бы не ждите от верующего человека, от священника, что он непременно будет как-то обосновывать, оправдывать страдания людей. Нет как бы и не может быть этому какого-то, не должно быть этому оправдание. Бог зла не творил, болезнь — это какое-то нарушение в бытии, это то, что достойно слёз и сочувствия. Потому что как только мы вступаем на эту дорожку теодицеи, что сейчас мы скажем, что вот, понимаете, у страдания есть причина, есть польза для человека, имея в виду какую-то большую последнюю пользу духовную, мы так или иначе встаём в позицию очень шаткую. Мы как будто бы говорим человеку, может быть, даже очень заочно: ты пострадай — это полезно. А так кощунственно говорить человеку. Что вы об этом думаете обо всём?
Свящ. Роман Федотов

— Вы знаете, иногда приходишь в палату, где лежат больные детишки, и удивляешься действительно крепости их сил, крепости сил родителей их. Для себя в какой-то момент я понимаю, что я нахожусь со святыми. Как говорит владыка, что он просто молча предстоит, как перед Крестом и молится. И мне лично самому становится стыдно, что я принёс своё недостоинство, свои вот эти немощные ноги, свои руки, влетел, как вихрь, в эту палату, иногда со своей некоторой профессиональной деформацией: вот одна треба, вот другая треба, вот первый этаж, вот второй, вот третий. И ты понимаешь, чувствуешь, точнее говоря, на себе спокойный взгляд мамы, у которой, например, две, или даже бывает три, дочки, имеющие какое-то неврологическое, может быть, даже наследственное заболевание. Мама, которую оставил муж уже много лет назад, мама, которая так бережно подготовила своих дочек к встрече со священником, причесала их, одела в самые лучшие наряды. Мама, которая скитается по этим палатам уже практически половину своей жизни. И я хочу взять пример с этих людей, с их кротости, с их смирения. И я понимаю, что это подарок для меня лично — увидеть таких людей. Это трогает моё сердце, это всегда меня укрепляет. Где-то я иногда боюсь идти в больницу.
Я, конечно, так рассуждаю: Господи, я устал, устал видеть эти страдания. Иногда просто физически тяжело, ты понимаешь, что нужно вечером обойти палаты вместе с требной сестрой, подготовить людей. Просто даже тяжело выслушивать постоянно те трагедии, те истории, о которых человек, в общем-то, может быть, даже никому особо-то и не рассказывал. Потому что, знаете, иногда случается так, что ты приходишь в больницу, детскую особенно, и спрашиваешь: а вы когда-нибудь причащались, и когда в последний раз? Говорят, что да, причащались лет пять назад, десять лет назад, или вообще не причащались. И вот это то место святое, где Господь касается сердца человека, и ему хочется поговорить, ему хочется выговориться. И ты, в свою очередь, видишь иногда, что даже, может быть, не совсем воцерковлённый человек имеет больше добродетелей, чем ты со всем своим житейским и священническим опытом.
И вот для меня это, прежде всего, некоторая школа терпения, школа любви. Я безмерно благодарен Богу, что могу трезвить себя, когда соприкасаюсь со скорбью других людей, когда хоть как-то могу хоть чем-то помочь и вместе с плачущими плакать, и, конечно реже, с радующимися радоваться. Поэтому я, конечно, всегда думаю: что же мне отказываться от этого служения, сказать, что я так много лет уже там нахожусь, что устал и нужно что-то другое? И вот осознаёшь, что нет, это что-то особое, это какое-то особое благодатное место. Простите, Константин, что я не так чётко ответил на ваш вопрос.

К. Мацан

— Нет, очень чётко.

Свящ. Роман Федотов

— Это вот моё видение, моё, я бы сказал, переживание душою.

К. Мацан

— А вот связь болезней телесных и грехов существует? Но если мы не говорим о каких-то очевидных случаях, когда человек курит, а у него потом болезнь лёгких, если он пьёт, то у него потом болезнь печени. А вот более тонкая связь, которую часто верующие, ну, может быть, не так часто, но бывает, что усматривают. Что были какие-то грехи духовного порядка: злоба, осуждение, гнев, ещё что-то такое — и вот какие-то болезни возникают из этих грехов. А если потом вот этот грех в себе поборол, исцелил покаяниям, отказался от него, то вот и телесная болезнь отступает. Такая какая-то связь, такая психосоматическая история.

Свящ. Роман Федотов

— Знаете, иногда в разговоре с некоторыми такими уже маститыми врачами, профессорами, кстати, можно услышать даже от них такое рассуждение о том, что, действительно, борьба со страстью помогает борьбе с какими-то определёнными грехами. Даже если просто взять наши волнения, ежедневные, частые, когда мы начинаем за рулём, например, или на работе гневаться, кричать. У меня лично начинается какое-то такое состояние тремора, трясучки. Я понимаю, что моя страсть, мой гнев вот таким образом действует вообще и на моё состояние здоровья. Я знаю, что когда я приду домой, у меня может болеть от этого голова. Я знаю, что у меня могут быть какие-то, может быть, даже не то что судороги... И приходя иногда в какие-то отделения специфические, например, неврологические отделения, отделения кардиологические, там больные часто говорят: да, батюшка, я знал, что меня Господь как бы так, знаете, сначала по плечику, что хватит орать, хватит кричать, а потом уже какие-то спазмы начинались, потому уже прединсультные состояния возникли, или сердечко сначала покалывало. А я не берёг вот эти Божественные энергии, которые мне Господь давал на какие-то другие вещи, расточал их на свои собственные страсти.
А что касается, например, Священного Писания, то там же, помните, исцеление при Овчей купели, когда Господь исцеляет, по сути дела, больного инсультом, расслабленного? Он ему в конце говорит: ты выздоровел, но не греши больше, чтобы с тобой не случилось более худшего. То есть Он показывает, что действительно существует такая связь греха с болезнью. И когда Он его даже исцеляет, говорит: что легче сказать: прощаются тебе грехи, или встань и ходи? Поэтому я бы не стал отрицать вот эту связь между не только очевидными вещами. Потому что даже, знаете, на кого-то очевидные вещи не действуют.
Вот часто после новогодних праздников мы приходим в специфические реанимации, которые связаны с поджелудочной, с печенью. И больные говорят: батюшка, нас доктор предупреждал, что если мы второй раз сюда попадём, мы уже отсюда не выйдем. И ты напутствуешь человека и понимаешь, что всё, это вот его последние слова. Хотя он в сознании, с тобой общается, но какие-то органы уже безвозвратно там поражены. А с другой стороны, настолько, может быть, действительно бывают тонкие причинно-следственные какие-то вещи. Я вот как-то однажды посмеялся над болезнью одного священника. Думаю: вот так вот — меньше надо было что-то делать. А потом раз, и получил буквально такую же болезнь. И моё осознание было вот именно в этой связи, что я получаю это вот за то-то и за то-то. Вот именно тоже я думал, что у меня такого точно не должно быть, в силу моего возраста. Но вот такое было вразумление.

К. Мацан

— Ну вот у меня был случай, когда у одной моей знакомой, у которой много детей, случился выкидыш в одной из беременностей на очень раннем этапе, но вот почему-то это случилось. И ей один священник, видимо, тоже в порядке какой-то заботы сказал, что вот есть такое представление, что если выкидыш, значит, за какие-то грехи это. То есть тут нет прямой взаимосвязи о том, что женщина не могла родить, потому что вела какой-то не тот образ жизни — она родила много других детей. Но вот в этот раз что-то так случилось, почему-то вот так организм себя повёл. И возник комментарий к этому, что это вот всё-таки некоторое наказание, какое-то следствие. Хотя прямой, такой очевидной физиологической взаимосвязи тут не было. Что вы об этом думаете?
Свящ. Роман Федотов

— Вы знаете, не только, может быть, такие какие-то циничные слова священника иногда бывают, к сожалению. Бывает, что также цинично относятся иногда врачи. Они говорят: ну, что вы хотите? Если ребёнок, с точки зрения физиологии, не способен, не может выжить, то его организм отторгает и происходит такое. Но эта история мне очень близка. Она произошла с очень дорогим, близким мне человеком. И я был свидетелем, я был рядом, как вообще семья тяжело переживает потерю малыша, которого она так уже давно готовится встретить. Во-первых, для женщины это физически очень тяжело. Это такой удар по всем абсолютно системам, начиная от нервной системы и кончая сердечно-сосудистой системой, потому что это шоковое состояние для организма. Я уже не говорю о духовных аспектах, потому что материнство мобилизует, наверное, все силы. Потому что вся семья начинает трепетно готовиться к встрече малыша: убирать комнату, покупать кроватку, колясочку. И когда происходит такая вот трагедия, услышать такие слова, не поддержки, а какого-то глумления... Тем более откуда ты знаешь, так сказать, какие человек совершил грехи, что это тебе за то или за это? Человек может только озлобиться, прийти в крайнее отчаяние, уныние или вообще даже потерять веру. Конечно, это абсолютно недопустимо. Бывает так, что это происходит и в семьях, где много детей, в многодетных семьях. Это может происходить в семье, которая ждёт первого своего ребёночка, малыша.
Вообще, неидеальные условия для матери создаются в нынешнее время: постоянные какие-то страхи, волнения, какая-то нестабильность, многие экологические факторы, нездоровый образ жизни и многое-многое другое, причём там это не учитывается. Поэтому, конечно, нет. Бывает, человек ведёт совершенно духовный, высокий образ жизни, постоянно ходит в храм, но это тоже может его постигнуть. И что тогда? Я вспоминаю, когда мы однажды пришли с малышом, третьим или с четвёртым, в храм. Я, как говорится, по гражданке был одет. И он закричал очень истошно, когда просто увидел батюшку, может быть, борода ему не понравилась его. И тогда бабушка подходит: «Вот чаще надо причащаться, грешники. Сами-то, небось, не были давно». И, конечно, мне сразу вспомнились слова апостола «женщина в храме да молчит». И думаю гневно: сейчас я тебя разорву на мелкие кусочки. Но вот сдержался. И бывает такое вот совершенно, так сказать, неразумное какое-то чувство.
Вообще, к сожалению, у нас в храме встречаются такие всякие вещи, когда человек торопится на слова. Я вспоминаю нашего духовника, общего для священников нашего храма, отца Георгия Бреева. Он наш, по сути дела, учитель, он такую школу священническую как-то основал в Царицыно, да и потом в Крылатском. И он всегда так говорил, что не надо торопиться что-либо говорить человеку, если что-то серьёзное, что-то важное. Ты уйди в алтарь, скажи: «Давайте вместе сейчас помолимся, и я, может быть, что-то вам скажу. Или церковные служители, которые за ящиком стоят. Однажды я тоже иду и вижу, что женщина в слезах какая-то выходит из храма. Я даже не успел с ней переговорить. И вдруг наша свечница говорит: «Батюшка, я сказал ей разводиться со своим. Я же со своим развелась — и ты разводись». Вот, конечно, такое бывает, когда не по Богу слова сказанные, спешные слова могут привести к таким страшным вообще последствиям, трагедиям, нанести такую рану, что человек скажет: «Я и мои дети никогда не будут больше ходить в этот храм. И вообще, я отчаялась до крайней степени, до глубины ада отчаялась». Вот так.

К. Мацан

— Священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Мы сегодня вспоминаем, в связи с днём памяти великомученика Пантелеимона, его в том числе как того святого, которому, скажем так, принято молиться об исцелении, в силу его жития и биографии — он был целителем. Вообще, насколько это правомерная история — вот такое распределение святых по департаментам? Этому молимся об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому об имущественных вопросах, связанных с недвижимостью, Николаю Чудотворцу о путешествиях, по-моему, великомученику Антипе молятся от зубной боли, потому что, если я не ошибаюсь, по житию ему отсекли голову — вот голова болит, поэтому будем молиться тому, кому отсекли голову. Или это Иоанну Предтече — тоже, может быть, чуть-чуть я перепутал. Но вот, мне кажется, мысль понятна.

Свящ. Роман Федотов

— Вы знаете, бывают некоторые святые универсальные. Вот, например, я тут недавно узнал с большим интересом для себя, что, оказывается, великомученик и целитель Пантелеимон является ещё покровителем военно-морского флота. Потому что одна из таких значимых побед при императоре Петре I была как раз одержана на день памяти великомученика и целителя Пантелеимона. Всё-таки, наверное, действительно «тот, кто был искушен, может и искушаемым помочь». Мы понимаем, что святой великомученик и целитель Пантелеимон действительно был врачом. И вполне логично обращаться к нему врачам как к своему коллеге. Он исцелял больных и знает такое состояние немощи, поэтому продолжает и у Престола Божьего ходатайствовать именно за таких больных людей. Ну и, знаете, честно говоря, есть ещё церковное предание, есть какие-то традиции, с которыми иногда бывает совершенно бесполезно бороться.
Иногда задаёшь себе вопрос: а нужно ли это делать? Иногда бывает так, что святой помог в совершенно другой какой-то кризисной ситуации семье — не только, когда мы заблудились в лесу, но когда мы действительно тяжело больны, или совершенно всё наоборот. Вот это действительно те звездочки, которые отражают Божественный свет. И как-то делить этот свет — у нас нет, во-первых, таких особых приборов, чтобы это увидеть. А с другой стороны, действительно, бывает, что человек молится всю жизнь этому святому. И когда что-то происходит, он как бы не то что имеет полное право... Я вот иногда думаю: Господи, если я заболею тяжело, наверное, буду так великомученика и целителя просить: «Ты же знаешь, что я старался всегда быть в соработничестве с тобой, ходил по больницам. Помоги мне. Я понимаю, что может эта помощь и не последовать по моим грехам».

Или вот, например, жена, по-моему, Владимира Мономаха была принцессой Англии. Звали её Гита. Она, живя ещё в Западной Европе, постоянно молилась великомученику и целителю Пантелеимону. Там даже был монастырь, и она помогала как раз, по-моему, в строительстве этого монастыря. И когда её и Владимира Мономаха сын пострадал на охоте, потому что князья тогда любили брать своих детей на какие-то такие события, вырабатывающие как бы мужество в сердце человека. Он повредился, причём ему медведь, по-моему, распорол живот. И именно Гита с таким дерзновением обратилась к нему, что помоги и исцели. Тогда не было никаких антисептиков, антибиотиков, поэтому, казалось бы, всё — человек был обречён. Но вот молитва к этому святому, которого она так долго любила, так долго его почитала, в общем, всю сознательную жизнь, конечно, помогла, безусловно. Поэтому тут такая сложная история.

К. Мацан

— Вот я где-то читал, что у святых встречается такая мысль, это то, о чём мы сегодня тоже говорили, что болезни бывают невредны человеку в духовном отношении, даже полезны. И где-то у кого-то тоже такое слышал, кто-то из святых писал, что вообще монахам полезно всегда чуть-чуть подбаливать, чуть-чуть чувствовать свою немощь. Во-первых, что вы об этом думаете? Может быть, это тоже стоит воспринимать как сугубо такой частный совет конкретного старца конкретным своим ученикам. И если речь в этой мысли о монахах, то можно ли это экстраполировать вообще и на всех остальных, на мирян в том числе?

Свящ. Роман Федотов

— Вы знаете, такой смешной случай произошёл: мы приехали в Израиль с паломнической группой, среди них были монахи. Мы зашли на одно из наших подворий, и там были такие радоновые ванны. Мы с монахами залезли, и один игумен мне говорит: «Слушай, отец Роман, ты же у нас, кажется, белый священник. Тебе тут вредно находиться в радоновой ванной. Сколько у тебя детишек?» Я говорю, что пока пять. Он говорит: «Ну, давай вылезай, а мы ещё с братией немножко посидим». И я это вспомнил в связи с тем, что мы сегодня часто Паисия Святогорца вспоминаем. Вот когда он узнал, что болен четвёртой степенью рака, знаете, он взял платочек и говорит: «Сестра, я сейчас буду танцевать и радоваться этому». Поэтому, конечно, с одной стороны, знаете, как апостол Павел говорит у нас, что «дано мне жало в плоть — вот ангел сатаны». И он говорит, что трижды молил, чтобы Господь удалил это от него. Но Господь сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Вот последнее выражение очень важное. Часто вот в таком немощном состоянии, когда ты как бы закрыт для терзающего тебя какого то порока, который ты мог бы совершить, но, может быть, в силу каких-то жизненных полных энергий, и не можешь с ними по-другому справиться. Господь тебе давал такую возможность проявить силу воли. И здесь вот идёт некоторая какая-то такая помощь.
Вот теперь да, теперь я не могу сесть, например, на любимый самолёт и сделать какие-то опасные трюки. Или я, например, не могу долго или много пить, потому что это действительно приносит вред не только мне, но и моей семье. Ну, что касается монашества, тут, наверное, какие-то особые вещи. Но, знаете, я заметил по себе, когда ты знакомишься, особенно после 45 лет, с какими-то уже новыми болезнями и понимаешь, что с ними тебе надо теперь дружить. И в каком-то смысле, может быть, они действительно тебе помогают каким-то тайм-менеджментом заняться, как-то скорректировать свой день, правильно распределить какие-то прерогативы даже в семье, понять, что нужно какие-то встречи отменить, может быть, попросить иногда и выходной, чтобы провести его с семьёй. И, знаете, это такой некоторый менеджмент, такая помощь слабому, немощному человеку. Это такая дисциплина, это какой-то такой твой руководитель, твой начальник — твоя, в общем-то, болезнь. И вот в этом смысле, конечно, это может тебя утешить, а не привести к какому-то отчаянию.

К. Мацан

— Ну что ж, спасибо большое за наш сегодняшний разговор. Всё-таки он был не столько о болезни, сколько о духовном здоровье. Я разрешаю себе надеяться, что все следствия того, что мы сегодня про болезнь обсудили, ведут к тому, что Бог хочет, чтобы мы были здоровыми, и физически, и духовно. Священник Роман Федотов, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, был сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Сегодня, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, всех именинников поздравляем. Спасибо, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.

Свящ. Роман Федотов

— Да, будьте здоровы и душой, и телом.

К. Мацан

— Аминь.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем