Запечатлённая в Священном писании летопись израильского народа — это, во многом, история войн с многочисленными соседями. Противостояния племён на Ближнем Востоке не прекращались с древних времён, поэтому каждое государство здесь имело свой свод законов, регламентирующий воинскую повинность. У израильтян таким кодексом были повеления, данные Богом пророку Моисею. Кроме десяти заповедей, Создатель открыл праведному праотцу подробные предписания, как следует выстраивать свою жизнь верующему в Единого Бога. Эти правила, подробно записанные в библейском Пятикнижии, касались всех сфер жизни, в том числе и военной обязанности перед государством.
В книге Второзаконие оговаривался не только порядок мобилизации, но и причины для освобождения граждан от воинской службы. Существовали ли подобные статьи в законодательстве других народов? Чтобы ответить на этот вопрос, современные американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, провели сравнительный анализ Второзакония с историческими документами царства Мари, хеттскими рукописями и законами Хаммурапи. Результаты исследования были опубликованы в 2005 году под заголовком «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Двадцатая глава Второзакония предписывает освобождать от воинской повинности не только мужчину, недавно вступившего в брак, но и юношу, который обручился с невестой. В Священном писании это звучит так: «Того, кто недавно женился, пусть не посылают на войну и не дают ему никакой особой работы; пусть он целый год остаётся дома на радость своей жене». И «кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее». Более того, право на отсрочку имели также те, кто только что построил дом или посадил виноградник — им давали возможность вкусить радость от нового жилища и первых плодов. Подобных послаблений ученым не удалось найти больше ни в одном древнем документе среди найденных археологами. Архив царства Мари, обнаруженный в 1934 году французскими учеными в нескольких километрах от Дамаска, содержал лишь предписание освобождать от воинской службы жрецов.
Хеттские воинские правила из Богазкёйского архива, найденного немцами на севере Турции в 1906 году, во многом оказались схожи с законами вавилонского царя Хаммурапи, которые были начертаны клинописью на стеле, раскопанной французами в 1901 году на территории Персии. И у хеттов и у вавилонян царь жаловал воинам земельные наделы, но если в хеттском царстве солдат мог передать казённую землю другому, делегируя вместе с ней и воинскую повинность, то подчинённым царя Хаммурапи за это грозила смертная казнь. Женившись, военнослужащие в древности ни в одной ближневосточной стране, кроме Израиля, послаблений в службе не получали. Можно вспомнить лишь законное право вавилонского воина вернуть жену, если она за время его отсутствия вышла замуж за другого.
Однако, самым удивительным предписанием закона Моисея оказалось вовсе не освобождение от службы в армии женатых иудеев и счастливых владельцев домов и виноградников. При сопоставлении с документами иных древних ближневосточных государств особо неординарным предстал восьмой стих двадцатой главы Второзакония!
Комментарий эксперта:
Законы царства Мари, государства хеттов и Вавилона при комплектовании войск предполагали такие меры, как перепись населения и физическое принуждение к службе. И это неудивительно — подобные методы и позднее использовались у многих и многих народов. А вот следующие строки, пожалуй, не встретишь больше ни в одном законодательстве — ни древнем, ни современном: «Кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал сердца братьев робкими, как его сердце».
С трусами в армии не церемонились ни в какие времена, суд над паникёрами всегда был коротким и жёстким — распространение малодушных настроений среди бойцов чревато поражением в любой войне. А данный Богом закон Моисея предложил мудрые и милосердные профилактические меры — просто не брать в строй тех, кто не уверен в своей храбрости.
Девятнадцатый и двадцатый века были богатыми на археологические открытия, многие из которых послужили доказательствами правдивости Священного писания. Двадцать первое столетие вывело ученых на новый виток исследований — анализ накопленный информации раскрывает не только достоверность, но и необычайную глубину библейских истин.
Деяния святых апостолов
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, оказываться в настолько щепетильной ситуации, когда приходится подбирать буквально каждое слово — потому что вопрос настолько болезненный и непростой, что любая неточность или двусмысленность может привести к неисправимым последствиям?
Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 13-й главы Деяний святых апостолов — а именно речь апостола Павла перед иудеями в синагоге Антиохии Писидийской. Давайте послушаем и постараемся понять, почему эта речь апостола — исключительная.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
Апостол Павел хорошо понимал: перед ним — иудеи, для которых он — фигура неоднозначная, подозрительная. При этом окончательное мнение о Павле у них ещё не сложилось — и есть реальный шанс потенциальных врагов превратить в убеждённых сторонников. Вот почему апостол так тщательно подбирает слова, предлагая вполне понятную иудеям историософию — проводя слушателей через эпохи Авраама, Моисея, Судей, Давида, Самуила и других пророков — аккуратно подводя к Иисусу как исполнению чаяний и пророчеств.
Павел не пытается «оглушить» собравшихся в синагоге какой-то невероятной, фантастической для них вестью — но очень вдумчиво выстраивает логику своего повествования, чтобы слушатели сами были готовы согласиться с итоговым умозаключением — Иисус, распятый людьми и воскрешённый Богом-Отцом, и есть долгожданный Машиах, Мессия! Его воскресение и многократные явления — самое достоверное подтверждение этому!
К сожалению, среди современных миссионеров не часто приходится наблюдать такое же, как у апостола Павла, бережное и внимательное отношение к слушателям. Агрессивное миссионерство не особо-то интересуется тем, какие именно представления существуют в умах и сердцах далёких от веры людей: оно считает, что достаточно слово Христово упаковать в гиперактивность, добавить абсолютной уверенности в своей правоте и приправить навязчивостью — и желанный эффект будет получен! Если бы апостол в такой же логике действовал в синагоге — итог был бы плачевен: его бы просто растерзали! Но как мы знаем из дальнейшего повествования книги Деяний, именно такой, предельно корректный, дипломатичный посыл Павловой речи имел сильнейшее воздействие на иудеев: его просили приходить проповедовать в синагогу снова и снова, и очень многие стали его последователями.
В чём же заключался секрет апостола Павла? Он умел найти в умах слушателей общие точки соприкосновения, грамотно воздействуя на которые и можно было убедить слушателей в том, что поначалу было бы для них абсолютно неприемлемо. Вот к этому и хотелось бы подвести и всех нас, дорогие друзья: если наши слушатели не разделяют наших взглядов, то бессмысленно их дразнить и искушать тем, что для нас, возможно, самоочевидно. Гораздо лучше поискать хотя бы что-то общее — и уже отталкиваясь от этого, малыми шагами начинать двигаться туда, где говорить о Евангелии и Христе будет естественно и органично!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в Курской области и на Донбассе
Уже несколько недель добровольцы Русской Православной Церкви заботятся о людях в Курской области. О тех, кто приходит в центр комплексной социальной помощи и находится в пунктах временного размещения. Волонтёры ухаживают за пожилыми людьми, поддерживают пострадавших ласковым словом, передают гуманитарную помощь.
В одном из пунктов временного размещения доброволец Ирина Худякова встретила дедушку. Он лежал на кровати и не хотел ни с кем общаться. «Тоскует...» — подумала она. А позже выяснила, что его супругу отвезли в больницу, что-то серьёзное с ногой. Телефонов у супругов нет, связаться не могут.
«Дедушка так тосковал, что отказывался есть и буквально угасал на глазах», — рассказывает Ирина. «Надо ехать в больницу, а то дедуля совсем зачахнет — решила я. Поможем им поговорить по телефону», — продолжает волонтёр.
Бабуля лежала в кровати — худенькая, маленькая. У неё была угроза ампутации ноги, но к счастью, всё обошлось. Пожилая пациентка с приятным удивлением встретила Ирину, и от неё узнала, что супруг, сильно переживает. Доброволец предложила с ним поговорить, и бабуля обрадовалась. Они позвонили волонтёру в пункт временного размещения и попросили передать дедушке телефон. Долгожданная беседа состоялась. Прощаясь, бабушка тихо произнесла: «Люблю». «Не слышу»,— ответил дедуля. «Люблю! Жди! Скоро буду! И кушай там хорошо!» — повторила она громче, а муж согласился. После этого дедушка воспрял духом и даже стал улыбаться.
С поддержкой добровольцев люди обретают утешение и надежду на то, что всё непременно наладится. Присоединяйтесь к волонтёрам Русской Православной Церкви и помогайте людям в Курской области и на Донбассе. Узнать больше можно по телефону: 8-800-70-70-222.
Заполните анкету добровольца, перейдя по ссылке: https://forms.okocrm.com/01hh8b9bee49vsq8ywsv39d6m4
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Николай Чернышев
У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Клённиках, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Чернышёв.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, а также об удивительных людях, которые участвовали в возрождении церковной жизни в Москве в 90-годы прошлого века.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер