
Мощами в Православии принято называть останки святых людей, которые бережно хранятся Церковью в качестве святыни. Некоторые мощи представляют собой просто кости, но бывает и такое, что тело святого после смерти не поддается тлению. Впрочем, нетленность плоти после смерти не всегда в Церкви расценивается как хорошее явление. Например, в Ватопедском монастыре на Афоне с 14 века хранится ужасного вида рука черного цвета, которая без каких-либо средств консервации сохраняет свой вид и источает зловонный запах. Ватопедские монахи эту руку между собой называют «греховными мощами» и любят в назидание паломникам рассказывать историю ее появления в обители.
В 14 веке в Ватопедском монастыре жил некий монах, обязанностью которого было следить за порядком в храме. По окончании богослужения он отчищал свечной воск с подсвечников и пола. Однажды монах заработался и опоздал на трапезу. Придя в монастырскую столовую, трапезную, он обнаружил, что все монахи уже поели. Повар же отказался дать несчастному брату положенную ему порцию еду. Голодный монах оскорбился и вышел из трапезной. Мысли его были одна мрачнее другой, а сердце терзала обида на повара и монастырь в целом. Монах вернулся в храм и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, — говорят мне. — А за все это даже куска хлеба не могу получить я в подкрепление моих сил!» Гнев настолько помутил рассудок монаха, что он схватил нож, которым счищал обычно воск, и вонзил его в икону Богоматери. Из раны полилась кровь, весь лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, монах без сознания упал перед иконой. В таком состоянии его нашли остальные братья. Они также с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Когда монах пришел в себя, оказалось, что он совершенно ослеп и к тому же парализован. Игумен, то есть начальник монастыря, приказал всей братии молиться о несчастном брате.
Усердная молитва о помиловании монаха продолжалась три года. По истечении этого времени Пресвятая Богородица во сне явилась игумену и сказала, что по молитвам братии здоровье вернется к несчастному монаху. Останется парализованной лишь его правая рука — та самая, которой он нанес удар ножом. Утром игумен увидел, что слова Богоматери сбылись — монах прозрел, его тело, кроме правой руки, освободилось от паралича. Долго и горько рыдал монах о своем безумном поступке. Остаток своих дней он провел в молитве перед пронзенной им иконой, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, но в назидание людям правая рука монаха будет нести последствия его поступка.
Когда спустя три года после погребения монаха его могилу, по афонскому обычаю, открыли, братии представилась поучительная картина: все кости умершего были чисты, а вот рука, поднявшая нож на икону Пресвятой Девы, осталась нетленной, почернела и источала ужасный запах.
Рука монаха в память об удивительном событии была помещена в ризницу монастыря. Ее выносили для назидания паломников до того времени, как на Афон стали приезжать русские паломники. Однажды один из них, не поняв объяснений греческого монаха, решил, что перед ним не осужденная рука, а мощи святого. Он сделал вид, что целует руку, а на самом деле откусил от нее кусочек, чтобы отнести домой. Несчастный паломник вскоре скончался, отравленный трупным ядом. С тех пор ватопедские монахи показывают осужденную руку крайне редко, боясь повторения печального события. Впрочем, если в монастыре видят, что приехавший паломник способен понять историю несчастного монаха, то ему дозволяют проклятую руку увидеть. Но не с целью устрашения, а чтобы представить яркое доказательство того, что даже самый тяжелый грех человеку Бог может простить, как простил оскорбление Богоматери неразумному монаху.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер