
Мощами в Православии принято называть останки святых людей, которые бережно хранятся Церковью в качестве святыни. Некоторые мощи представляют собой просто кости, но бывает и такое, что тело святого после смерти не поддается тлению. Впрочем, нетленность плоти после смерти не всегда в Церкви расценивается как хорошее явление. Например, в Ватопедском монастыре на Афоне с 14 века хранится ужасного вида рука черного цвета, которая без каких-либо средств консервации сохраняет свой вид и источает зловонный запах. Ватопедские монахи эту руку между собой называют «греховными мощами» и любят в назидание паломникам рассказывать историю ее появления в обители.
В 14 веке в Ватопедском монастыре жил некий монах, обязанностью которого было следить за порядком в храме. По окончании богослужения он отчищал свечной воск с подсвечников и пола. Однажды монах заработался и опоздал на трапезу. Придя в монастырскую столовую, трапезную, он обнаружил, что все монахи уже поели. Повар же отказался дать несчастному брату положенную ему порцию еду. Голодный монах оскорбился и вышел из трапезной. Мысли его были одна мрачнее другой, а сердце терзала обида на повара и монастырь в целом. Монах вернулся в храм и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, — говорят мне. — А за все это даже куска хлеба не могу получить я в подкрепление моих сил!» Гнев настолько помутил рассудок монаха, что он схватил нож, которым счищал обычно воск, и вонзил его в икону Богоматери. Из раны полилась кровь, весь лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, монах без сознания упал перед иконой. В таком состоянии его нашли остальные братья. Они также с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Когда монах пришел в себя, оказалось, что он совершенно ослеп и к тому же парализован. Игумен, то есть начальник монастыря, приказал всей братии молиться о несчастном брате.
Усердная молитва о помиловании монаха продолжалась три года. По истечении этого времени Пресвятая Богородица во сне явилась игумену и сказала, что по молитвам братии здоровье вернется к несчастному монаху. Останется парализованной лишь его правая рука — та самая, которой он нанес удар ножом. Утром игумен увидел, что слова Богоматери сбылись — монах прозрел, его тело, кроме правой руки, освободилось от паралича. Долго и горько рыдал монах о своем безумном поступке. Остаток своих дней он провел в молитве перед пронзенной им иконой, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, но в назидание людям правая рука монаха будет нести последствия его поступка.
Когда спустя три года после погребения монаха его могилу, по афонскому обычаю, открыли, братии представилась поучительная картина: все кости умершего были чисты, а вот рука, поднявшая нож на икону Пресвятой Девы, осталась нетленной, почернела и источала ужасный запах.
Рука монаха в память об удивительном событии была помещена в ризницу монастыря. Ее выносили для назидания паломников до того времени, как на Афон стали приезжать русские паломники. Однажды один из них, не поняв объяснений греческого монаха, решил, что перед ним не осужденная рука, а мощи святого. Он сделал вид, что целует руку, а на самом деле откусил от нее кусочек, чтобы отнести домой. Несчастный паломник вскоре скончался, отравленный трупным ядом. С тех пор ватопедские монахи показывают осужденную руку крайне редко, боясь повторения печального события. Впрочем, если в монастыре видят, что приехавший паломник способен понять историю несчастного монаха, то ему дозволяют проклятую руку увидеть. Но не с целью устрашения, а чтобы представить яркое доказательство того, что даже самый тяжелый грех человеку Бог может простить, как простил оскорбление Богоматери неразумному монаху.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер