Оптину пустынь в народе называют благословенной. Чем заслужил такое отношение небольшой монастырь, что укромно обосновался на правом берегу реки Жиздры, в четырёх километрах от заштатного городка Козельска?
Говорят, что эту обитель основали неизвестные отшельники. Для своих подвигов они выбрали глухое место в лесу, вдали от всякого жилья.
Непримечательно складывалась история Оптиной пустыни. В семнадцатом веке в монастыре была одна деревянная церквушка, да шесть келий на двенадцать человек братии. Во время реформ Петра Первого обитель и вовсе обеднела, и вскоре её упразднили как «малобратную». Потом монастырь вновь ожил. Но долгое время так и оставался скромным и незаметным. Его не отличали ни богатое убранство, ни строгость устава.
А в девятнадцатом веке Оптина Пустынь преобразилась. Обитель расцвела и окрепла. Каменные церкви одна за другой вырастали на монастырском дворе. Но главное - Оптина превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ». Она стала знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, странниках, своими школами и госпиталями.
Причина такой разительной перемены кроется в том, что в монастыре появились опытные наставники – старцы. Они руководили духовной жизнью обители и помогали всем, кто тянулся за наставлением и утешением.
Первым оптинским старцем был отец Лев - или Леонид - ученик преподобного Паисия Величковского. От него старчество перешло к иеромонаху Макарию, про которого сам митрополит Московский Филарет сказал однажды : «Макарий – свят». Под его руководством воспитывался Амвросий Оптинский. Затем друг друга сменили два Анатолия, Варсонофий и Нектарий... Всего четырнадцать старцев украсили своими духовными подвигами летопись родного монастыря.
Слава оптинских старцев распространялась за тысячи вёрст. Сюда тянулись не только обычные богомольцы, но и архиереи, и политики, и литераторы. Есть мнение, что именно пребывание в Оптиной пустыни подтолкнуло Федора Михайловича Достоевского к написанию романа «Братья Карамазовы». Писателю удалось отразить в своём произведении атмосферу любви и гостеприимства, царившую в обители. А в образе старца Зосимы современники узнали преподобного Амвросия.
В новейшей истории Оптиной пустыни есть ещё одна страница, о которой нельзя не сказать. В 1993 году на Пасху какой-то безумец убил иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта.
Монастырь потерял трёх братьев, но обрёл трёх молитвенников на небесах. И теперь многочисленные паломники Оптиной прибывают, чтоб поклониться могилам мучеников и попросить их помощи в духовных и житейских нуждах.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди












