
Фото: Kelli McClintock / Unsplash
Стройная девушка в белом платье скользила по льду. Она словно парила над ним, едва касаясь лезвиями коньков. Молодой парень любовался плавными, изящными движениями фигуристки. Сам он катался совсем по-другому: резко, порывисто, стремительно. Вот и сейчас, стоило сделать движение, как он буквально налетел на незнакомку в белом платье. Извинился. Она улыбнулась в ответ: мол, ничего, бывает. А через несколько минут они снова столкнулись. «Каток слишком маленький», — развёл руками юноша. «Но ведь кроме нас на льду больше никого нет», — смеясь, заметила девушка. «Тогда, наверное, это судьба», — ответил молодой человек. И оказался прав. Так в 1954 году, в Москве, впервые встретились будущие первые олимпийские чемпионы Советского Союза по фигурному катанию и супруги, чей брак продлился 60 лет — Олег Протопопов и Людмила Белоусова.
В тот день они ушли с катка вместе. Отправились гулять по городу. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что оба не представляют жизни без фигурного катания. Людмила рассказала, как несколько лет назад посмотрела австрийский кинофильм «Весна на льду», и упросила маму купить ей коньки как у главной героини. Олег, смеясь, поведал, как поначалу пытался выполнять фигуры... в хоккейных коньках. Белоусова была москвичкой, Протопопов приехал в столицу на несколько дней из Ленинграда. Назавтра ему нужно было уезжать домой. Прощаясь, молодые люди договорились не терять друг друга из вида. Они обменялись адресами и стали переписываться. Когда выпадала возможность — созванивались «по межгороду», из кабинок переговорного пункта. Прошло совсем немного времени, и Людмила с Олегом поняли, что полюбили друг друга. Однажды Протопопов набрал номер Белоусовой и решительно сообщил девушке, что больше не может без неё жить. «Переезжай в Ленинград. Будь моей женой», — сказал он.
Они поженились в 1957 году. Хотя оба к тому моменту уже были довольно известными в СССР фигуристами, денег занятия спортом не приносили. Поэтому первые годы семейной жизни оказались непростыми в бытовом плане. Порой им банально не хватало средств на продукты. Людмила делилась с Олегом своими бесплатными талонами на питание в студенческой столовой Института железнодорожников, где в то время училась. Семейным гнездом стала девятиметровая комната в коммуналке. Но всё это не могло помешать безграничному счастью молодожёнов. Друзья, близко знавшие супругов, говорили, что они идеально дополняли друг друга не только на льду, но и в жизни. Тихая, спокойная Людмила уравновешивала вспыльчивого, экспансивного Олега.
По вечерам, включив старенькую радиолу, взятую напрокат у друзей, Олег и Людмила разучивали новые танцевальные движения. Они готовили собственную программу, с которой собирались покорить чемпионский пьедестал. «Грёзы любви» — так Протопопов и Белоусова назвали свой танец на льду под музыку любимых композиторов — Сергея Рахманинова и Ференца Листа. Почти все их последующие выступления будут в той или иной степени вариацией на эту первую ледовую программу. Мировая спортивная пресса писала об исключительной гармоничности танца Белоусовой и Протопопова. О том, как тонко воплощают они на льду образ возлюбленных. Впрочем, как раз это и не составляло для фигуристов большого труда — ведь они действительно трепетно и нежно любили друг друга. Супруги завоевали золото двух Олимпиад — 1964-го года, в австрийском Инсбруке, и 1968-го, во французском Гренобле.
А в 1979 году Протопопов и Белоусова приняли непростое решение — эмигрировать в Европу. Они поселились в небольшой швейцарской деревеньке Гриндельвальд. Там и прожили, не разлучаясь, всю оставшуюся жизнь. Занимались любимым делом: участвовали в ледовых шоу, преподавали фигурное катание молодёжи. В последний раз супруги вместе вышли на лёд, когда Олегу Алексеевичу исполнилось 83 года, а Людмиле Евгеньевне — 80 лет. И публика, как много лет назад, стоя аплодировала их гармоничному и прекрасному танцу, наполненному безграничной любовью друг к другу.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











