Однажды к святой княгине Анне Новгородской, жене Ярослава Мудрого, пришла одна знатная вдова с просьбой помочь в лечении сына. Анна посоветовала обратиться к норвежскому конунгу, который тогда гостил на Руси:
- Он здесь лучший лекарь — и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу.
Когда вдова пришла к норвежцу, он, обладая очень смиренным нравом, поначалу не согласился ей помочь, говоря:
- Я не лекарь, а тебе надо обратиться именно к лекарю.
Но потом конунг уступил, подошёл к больному мальчику, осмотрел его и дал кусочек размоченного хлеба, разложенного крестообразно на ладони. Мальчик проглотил хлеб и тут же стал чувствовать себя лучше, а потом совсем выздоровел. А тот, кто его исцелил, навсегда остался в памяти человечества как Олаф Святой, которого ещё издревле называют «вечным королём Норвегии»…
С детства участвуя в военных походах, Олаф проявлял не только безмерную удаль, но и жестокость, участвуя в разорении христианской Англии. Всё изменилось, когда 18-летний вождь норвежцев сознательно принял крещение и стал защитником и проповедником веры.
За несколько лет Олафу удалось объединить большую часть Норвегии, прекратить беспорядки и разбои, повсеместно насадить христианскую веру.
С проповедью Христа он объехал почти всю Норвегию, устраивая в селениях народные сходы – тинги – на которых призывал людей принять христианство. Заботясь о том, чтобы семена веры не только сеялись, но и давали рост, Олаф направлял в объезженные им области священников и строил храмы.
Олаф строго запретил старые языческие обычаи Норвегии, включая кровную месть и разбои. При этом конунг стремился действовать мирно, уговорами, и только по исчерпании этих средств применял военную силу.
Олаф был очень благочестивым человеком, и это проявлялось в повседневной жизни, чего многим из нас так не хватает. Так, историк оставил трогательные свидетельства о том, как святой Олаф пел псалмы, Едучи на коне, вставал рано утром и первым делом шёл на церковную службу.
Даже когда святому Олафу приходилось решать дело силой, он не только не испытывал ненависти к врагам, но даже заботился об их спасении. Накануне своей последней битвы, в которой Олаф погиб, он отдал много серебра одному из подчинённых и сказал:
— Эти деньги ты должен сохранить и потом разделить. Часть из них пусть пойдёт церквям, часть — священникам, часть — беднякам, а часть на молитвы за души тех, кто погибнет, сражаясь против нас.
Своих людей Олаф тоже ценил и перед битвой выстаивал многие часы, молясь за себя и воинов. А в бой его дружина шла с кличем:
- Вперёд, вперёд, люди Христа, люди креста, люди конунга!
Поражение и гибель святого Олафа в его последней битве чудесным образом стали его великой победой. Ведь так часто и бывает у христиан: проигрывая по мирским меркам, они оказываются победителями в Господе.
Святость Олафа проявилась сразу после его смерти: убивший Олафа воин по имени Торир быстро исцелился от боевой раны, как только прикоснулся к окровавленному телу конунга. Как говорит историк, «Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга».
Прославление же Олафа в лике святых состоялось уже через год после его смерти. В Скандинавии, Прибалтике, на Руси и даже в Константинополе появились храмы во имя святого Олафа, а сам святой король Норвегии прославился многими исцелениями и чудесами.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.