
Древние патерики — собрания кратких наставлений и историй из жизни подвижников Церкви первых веков христианства — очень актуальны в современном мире. В этом уверены составители сборника, который называется «Один старец рассказывал...» — с такой фразы часто начинаются рассказы в патериках. А близки они будут современному читателю, потому что в наш век бурного потока информации мы интуитивно выбираем что-то лаконичное. И желательно — с яркими, жизненными примерами. Именно таковы истории из древних патериков, собранные под обложкой книги — краткие, ёмкие, понятные. И хотя от участников событий, подвижников 4-5 веков от Рождества Христова, нас отделяют столетия, они и сегодня кажутся близкими и живыми. Чтение этих назидательных и запоминающихся высказываний приносит радость и духовную пользу, излечивает от уныния и поднимает дух.
Герои историй из древних патериков — монахи-пустынники. Своими поступками, иногда на первый взгляд необыкновенными и даже странными, они помогают понять важные вещи. К примеру, однажды к некому старцу пришли двое монахов, его духовных чад. Они сокрушались, что не умеют видеть свои грехи. Тогда пустынник взял чашу, налил в неё воды, хорошенько взболтал и сказал: смотрите. Монахи взглянули — в водовороте ничего не было видно. Прошло немного времени, вода успокоилась, и старец опять велел им посмотреть в чашу. На сей раз в воде монахи увидели собственные лица — ясно, как в зеркале. А старец сказал: так бывает и с человеком — из-за суеты он не видит грехов своих; но, когда сердце его умиротворяется, становится способным увидеть свои недостатки.
Герой другой истории — монах, который жил в общине вместе с духовными братьями. Монах этот постоянно гневался. Однажды он решил, что причина гнева — в братьях, что он раздражается из-за их слов или поступков. А вот если будет жить в одиночестве, то гнев сразу же отступит. Подумав так, монах удалился в пустыню. Как-то раз пошёл он за водой. Набрал, поставил сосуд на землю, а он перевернулся. Вся вода вылилась. Монах вздохнул и зачерпнул ещё раз. Однако история повторилась. Когда сосуд с водой опрокинулся в третий раз, монах в сердцах схватил его, и бросил о камень. Придя в себя, он понял: дело вовсе не в окружающих, а в нём самом. «Ибо везде необходимы подвиг и терпение, и Божия помощь!», — сказал монах, и вернулся в монастырь, к братьям.
Короткие, порой забавные, но всегда поучительные истории из древних патериков, собранные в книге «Один старец рассказывал...» — словно добрые старые друзья, которые протягивают руку в трудную минуту жизни. Они помогают, воодушевляют. Потому что человек всегда остаётся человеком, и нуждается в доброй и мудрой поддержке.
Все выпуски программы Литературный навигатор
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема