«Образование во взрослом возрасте». Лидия Малыгина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Образование во взрослом возрасте». Лидия Малыгина

* Поделиться

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.

У нас в гостях была Лидия Малыгина — доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова.

Мы говорили об уникальной возможности для взрослых людей получить дополнительное образование в лучших российских ВУЗах, и в чем польза для жизни, ума и души продолжения образования и саморазвития во взрослом возрасте.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева:

— Дорогие друзья, здравствуйте. В эфире программа «Пайдейя». Меня зовут Кира Лаврентьева. Вкратце расскажу, что этим красивым словом греки называли целостный процесс образования и воспитания. О том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Бога, мы будем сегодня говорить. И напомню, что эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей и руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. С радостью представляю вам нашу сегодняшнюю гостью. В гостях у Светлого радио Лидия Евгеньевна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов национальной безопасности Президентской Академии, профессор Московского государственного университета имени Ломоносова, основатель системы дистанционного обучения. Вот такой у нас потрясающий гость сегодня. Здравствуйте, Лидия Евгеньевна.

Лидия Малыгина:

— Здравствуйте, Кира. Рада видеть.

Кира Лаврентьева:

— Давайте мы предоставим вам слово, и вы нам расскажите о сегодняшнем инфоповоде, чтобы я, не дай Бог, что-нибудь неправильно не сказала. Давайте начнем сразу с вас, о чем мы сегодня будем говорить?

Лидия Малыгина:

— Мы будем говорить о том, что сейчас необходимо обучение на протяжении всей жизни. Продолжительность жизни резко возросла, если раньше достаточно было получить какую-то квалификацию в высшем учебном заведении, и после этого...

Кира Лаврентьева:

— Работаешь всю жизнь.

Лидия Малыгина:

— Да, работаешь всю жизнь, то сейчас мы видим, как стремительно появляются новые профессии, ты вынужден постоянно адаптироваться. И для того, чтобы быть успешным во всех сферах жизни, в том числе и в семейной жизни, в том числе для того, чтобы не бояться создавать семью, рожать детей, воспитывать их и знать, что ты будешь востребован на рынке труда, ты сможешь обеспечить свою семью и своих детей воспитать, тебе самому, взрослому человеку, необходимо постоянно получать навыки, компетенции, которые позволят тебе быть конкурентоспособным и не бояться завтрашнего дня. Поэтому сейчас я с радостной новостью пришла к вам в эфир. Государство позаботилось о гражданах старше 50-ти лет, о семьях участников СВО, о женщинах, которые находятся в декрете. Достаточно большой список категорий граждан — и сейчас наши слушатели, внимание — которые могут в лучших ВУЗах нашей страны бесплатно для себя, но за счет государства, пройти программу повышения квалификации, профпереподготовки. Есть потрясающий портал «Работа России — Труд всем». Прямо заходим, регистрируемся и ищем ту программу, которая вам подходит. Я, например, считаю, что, может быть, человек 50 лет, работал, ему хочется расти, ему хочется быть руководителем. Допустим, ты выбираешь программу повышения квалификации «Коммуникационная компетентность руководителя», ты получаешь диплом гособразца, свидетельство о повышении квалификации уже через месяц, после окончания этой программы. Ты можешь претендовать на какие-то управленческие должности, тебя не уволят, потому что государство итак вложило средства в содействие твоей занятости, ты не боишься завтрашнего дня. Ты, таким образом, во-первых, уверенность чувствуешь, потому что эти навыки коммуникации, русский язык, теория и практика аргументации, воздействие, умение в коллективе договориться, организовать процесс. Это нужно вне зависимости от того, чем ты занимаешься, это очень полезная вещь. Я перед эфиром цитировала Уэбстера: «Слава, деньги, общественное положение, отними у меня это всё, оставь мне мою речь, я обрету это вновь». Наша речь, наш «великий, могучий русский язык» и использование этого языка на практике, то есть речь — это то, что с нами всегда, это то, что нам позволит, если мы совершенствуем это, работаем над этим осознанно, быть востребованным, быть конкурентоспособным, не бояться, адаптироваться лучше. Плюс еще это позволяет лучше контакт со своими детьми найти, потому что представим, допустим, представителю старшего поколения 50+, определенный кризис среднего возраста за плечами, уже определенная усталость, а дети молодые, маленькие еще дети. Как не потерять этот контакт, чтобы было о чем говорить, что вместе делать, что обсуждать, может быть, чему-то вместе учиться даже. Такие навыки, такие компетенции дают почву для общения. Почему? Потому что обучения происходит чаще всего в дистанционном формате, там есть разные формы, но я сторонник дистанционных форматов. Потому что они сейчас развиваются, в этом есть новизна и в этом требуется определенная гибкость для слушателей. Если ты смог этот курс пройти, значит, ты хорошо в этой среде новой технологической ориентируешься. И, скорей всего, тебе твои же дети и помогли. И зарегистрироваться и какие-то новые вещи в этой дистанционных форматах узнать. Ты можешь с ними обсудить, ты можешь с ними в игровом формате или в каком-то ином формате потренироваться. Я вижу, какой это дает...

Кира Лаврентьева:

— Результат.

Лидия Малыгина:

— Результат в плане и мотивации и жизненной энергии, которая появляется. Ты видишь, что есть возможность, ты еще молодой, тебе 50, но у тебя есть возможности и учиться, а это тоже немножко обновление, ты чувствуешь себя, как будто ты вновь выбираешь, у тебя есть выбор, у тебя есть возможность самореализоваться, а это самое главное. У тебя есть возможность, может быть, и родить еще кого-то. В пятьдесят лет сейчас жизнь еще только начинается у многих.

Кира Лаврентьева:

— Лидия Евгеньевна, мне нравится ваш оптимизм. Родить кого-нибудь.

Лидия Малыгина:

— А почему я так говорю? Потому что у нас проект «Демография», направление содействия занятости.

Кира Лаврентьева:

— Вот так, друзья.

Лидия Малыгина:

— Государство, я считаю, очень справедливо отметило, что если люди знают, что они будут востребованы на рынке труда, если они как-то подстраховались с помощью непрерывного обучения, с помощью вот этого повышения квалификации или получения новой профессии, то есть профпереподготовка, они не боятся семью создавать, детей рожать. Они знают, что они смогут, у них получится. Я думаю, это будет способствовать и решению демографических вопросов тоже.

Кира Лаврентьева:

— Лидия Евгеньевна, мы же можем говорить с вами честно в рамках этой программы?

Лидия Малыгина:

— Да, только так.

Кира Лаврентьева:

— Смотрите, что меня беспокоит и о чем я действительно болезную душой, пока вы говорите всю эту совершенно потрясающую информацию для жителей нашей страны. У вас нет проблем, очевидно, с коммуникационной грамотностью и с самыми высокими филигранными какими-то методами взаимодействия с другими людьми. Также у поколения, которое более-менее застало еще 80-е, может быть, 90-е, 70-е, мы еще умеем общаться. Простите, может быть, это не очень скромно звучит, и, может, это не на всех распространяется, но у нас как-то проблемы с тонкостью дипломатии я не замечаю, мы все равно как-то хорошо друг друга понимаем. У поколения, которому сейчас — я не критикую, я просто озвучиваю свои наблюдения — 20+ все-таки наблюдается некая замкнутость. Ну, просто за счет того, что гаджеты в руках, за счет того, что ввели дистанционное обучение. И во многом дети сидят в своих компьютерах, в своих гаджетах, в своих планшетах и обучаются без личного общения с преподавателем, без личного взаимодействия со своими одногруппниками, очень часто это бывает. Мы понимаем, что дети могут быть глубже и даже умнее нас в их возрасте, это я не отрицаю. Но они действительно в большинстве своем... Я не буду говорить за всех, но с кем я сталкиваюсь с ребятами, они могут быть невероятно умны, они могут быть очень развиты в определенных сферах. На уровне медиатехнологий, IT, сейчас это очень развито, очень модно. И это очень здорово. Но при этом дипломатическая часть коммуникации, как мне кажется, очень сильно западает. К чему я веду? Не является ли дистанционное обучение именно для молодых людей... Мы сейчас будем говорить, естественно о вашем проекте, но пока мы говорим о молодых, я хочу об этом спросить, потому что мы очень долго вас ждали.

Лидия Малыгина:

— Это наш проект, я сейчас говорю про наш проект.

Кира Лаврентьева:

— Не является ли он ухудшающим проблему коммуникаций? В начале программы вы сказали, что если ты владеешь русским языком, у тебя будет всё и по нескольку раз, даже если ты это потеряешь, вы процитировали великого человека. Но не ухудшает ли дистант все-таки коммуникацию, не ухудшает ли дистант умение общаться и взаимодействовать друг с другом? Это меня действительно беспокоит, потому что у меня самой дети взрослые и не взрослые, всякие разные есть, и я вижу, что есть тенденция к аутическому уходу в свой внутренний мир, гаджеты, компьютер и даже переписку с друзьями из соседнего подъезда через смартфон.

Лидия Малыгина:

— Кира, замечательный вопрос, я вас благодарю. Здесь даже две большие темы. Первая тема — это новая технологическая среда и то, как меняется наша коммуникация в этой новой технологической среде, и то, как мы в какой-то момент можем утратить этот контакт. Люди стали очень много общаться с роботами, мы видим, как автоматическая генерация уникальных осмысленных текстов у нас.

Кира Лаврентьева:

— Искусственный интеллект, да.

Лидия Малыгина:

— Нейросети, искусственный интеллект, голосовые помощники везде, во всех сферах, и на госслужбе. Сейчас, с одной стороны, мы видим, как ответственность снимается с управленцев. Ну как же, я вроде решал проблему, вот голосовой помощник. Робот иногда не в силах эту проблему решить, и, заметьте, возросло количество мошенничества, потому что человек всегда сможет обмануть нейросеть, всегда. Робот не видит собственную ошибку, а человек лазейку найдет. Поэтому на фоне стремительного роста технологий бум мошенничества, и дипфейки, и все что угодно. Но мы должны понимать, что прогресс не остановить. Нам все равно необходимо адаптироваться, чтобы выжить. Если ты не адаптируешься, ты не выживешь в этом меняющемся мире. Риторика, которая две с половиной тысячи лет у нас существует, нам в помощь. Просто в новой технологической среде все те же самые приемы риторического воздействия, стратегии и тактики, мы смотрим, и образ отправителя сообщений, получателя сообщений, эти коммуникационные барьеры, которые возникают, просто они новые появляются. Раньше не было проблемы, когда человек звонит в банк и с помощником там общается, с сотрудником. А он сейчас с роботом общается, где робот одно и то же повторяет, проблему решить не в состоянии, даже понять. То есть количество коммуникационных барьеров возросло, они новые, их раньше, может быть, и не было. Мы учим преодолевать эти барьеры. Предвидеть их, какой может возникнуть барьер в коммуникации, не только технический, не только межкультурный, не только связанный с какими-то национальными, религиозными особенностями, с твоей собственной личностью говорящего, отправителя сообщения и получателя сообщения, то есть особенностями аудитории. Мы этот опыт, накопленный человечеством с учетом новых реалий, с учетом новой технологической среды и этих новых форм... Я занялась дистанционным обучением еще 10 лет назад, задолго до ковида, задолго до того момента, когда все сели на карантин и появились эти системы. Тогда, я помню, мы отмечали столетие программы «Ликвидация безграмотности». Помните? И я подумала, мы сделаем проект «Ликвидация безграмотности» в этой новой технологической среде с учетом этих технологий. Тогда все это родилось буквально в прямом радио эфире, я заключила пари. Я сказала: любого желающего за 100 дней можно обучить стилистике, риторике, культуре речи. Не важно, боишься ли ты выступать публично, плохо ли ты учился в школе, и тебя замучила орфография и пунктуация. Мы не орфографию и пунктуацию будем учить. Мы будем учить то, что тебе дано, наш «великий, могучий русский язык» мы научим использовать максимально эффективно на практике для достижения цели. В семейной жизни, в профессиональной деятельности, во всех сферах.

Кира Лаврентьева:

— Это просто пигмалион какой-то получается.

Лидия Малыгина:

— Отчасти, отчасти.

Кира Лаврентьева:

— За сто дней.

Лидия Малыгина:

— За сто дней. Я тогда заключила публичный спор, и этот спор выиграла. И, представляете, этот проект за 10 лет совершенствовался, и сейчас, когда государство обратило внимание на успехи в этой области и сказало: да мы любого человека в возрасте 50-ти лет за счет государства обучим.

Кира Лаврентьева:

— За сто дней.

Лидия Малыгина:

— Сроки тоже совершенствуются. Мне этот формат сделать, поскольку люди раюотающие...

Кира Лаврентьева:

— За сто дней сделать уже феноменально.

Лидия Малыгина:

— Там система и аудио лекций, и видеолекций, и домашних заданий, и проверка домашних заданий, и обратная связь. Когда я говорю, что я каждому постараюсь эту обратную связь обеспечить из слушателей, я не лукавлю. Даже сейчас, вы слушаете меня в прямом эфире, вы можете найти меня в социальных сетях, в телеграмме «профессор Малыгина», вконтакте написать «я хочу» и в рамках нацпроекта «Демография — Содействие занятости» москвичей 50+, работающих, с высшим образованием, обучим, еще и диплом получите о повышении квалификации. То же самое касается и других регионов. Дагестан, Калининград, Псков, Орловская область. Там и другие категории. Вы в декрете находитесь? Отлично. Участники СВО? Замечательно. И даже украинских беженцев в рамках нацпроекта «Демография — Содействие занятости» регионы готовы обучить. Для конечных слушателей это бесплатно. Государство выделило это финансирование. Я считаю, надо воспользоваться этой возможностью и до 18 октября на портале «Работа России» найти, зарегистрироваться, через госуслуги подтвердить, что это вы, и выбрать программу «Коммуникационная компетентность руководителя». Академия медиаиндустрии, это старейший ВУЗ для работников радио и телевидения, бывший всесоюзный институт повышения квалификации работников радио и телевидения. Там огромный опыт обучения, повышения квалификации. Пройти этот курс, получить диплом.

Кира Лаврентьева:

— Программа «Пайдейя» на Светлом радио. Напоминаю, что у нас в гостях Лидия Евгеньевна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии. О чем мы говорим, дорогие друзья? Мы говорим о том, что если вам 50+ и вы хотите жить полной жизнью, то вам нужно однозначно заходить на сайт «Работа России», регистрироваться там, подтверждать свою личность через госуслуги и подавать заявку на дистанционное обучение, которое вам оплачивает государство. Правильно я все говорю?

Лидия Малыгина:

— В рамках нацпроекта «Демография — Содействие занятости». Меня спрашивают: а если я хочу другую программу выбрать? Пожалуйста.

Кира Лаврентьева:

— Давайте перечислим, какие есть, Лидия Евгеньевна.

Лидия Малыгина:

— Я могу сказать, что вы вообще можете выбрать любой ВУЗ, представленный в программе, а это лучшие ВУЗы нашей страны, вы можете выбрать любую программу. Вот, например, в Академии медиаиндустрии, где я являюсь проректором, мы предлагаем программу «Английский язык», «Мастерство публичного выступления», «Работа пресс-службы», «XL», работа в xl кому-то нужна или в Adobe Illustrator, например, «Цифровое телевидение», Photoshop. То есть можно выбрать то, что тебе нужно. Точно так же есть программы, связанные с какими-то техническими аспектами. Но я сторонник того, чтобы развивать вот эти soft skills, то есть навыки, которые пригодятся тебе сразу же.

Кира Лаврентьева:

— Тут же.

Лидия Малыгина:

— То есть проблема — решение — результат, всех своих слушателей, я смогу взять 200 человек. Поэтому не затягивайте. Проявите настойчивость, уже сейчас сядьте, зарегистрируйтесь, подайте эту заявку. Может быть, какой-то тест вас попросят пройти, профориентационный, не бойтесь этого, формальные такие вещи. Я каждого спрашиваю, в какой точке мы находимся, какова наша цель, чтобы измерить потом этот результат, чтобы посмотреть, как ты применил на практике...

Кира Лаврентьева:

— До — после.

Лидия Малыгина:

— Да. То, что узнал, эти навыки. Домашнее задание. Некоторые чувствуют, что они опять вернулись как будто в школьные годы, когда ты делаешь домашнее задание, например, нужно снять, если человек боится публичного выступления, а ему положено по роду его деятельности проводить совещание перед сотрудниками, выступать на каких-то презентациях, может быть, для поставщиков товаров и услуг. Отстаивать даже просто свои интересы, когда ты в какой-то конфликтной ситуации. Нужно знать эти тактики и стратегии. У меня, например, есть слушатели, которые говорят: Лидия Евгеньевна, вы говорите, что бывает выступление перед доброжелательной аудиторией, перед недоброжелательной и перед смешанной, а я выступаю только перед недоброжелательной аудиторией.

Кира Лаврентьева:

— Это большой стресс.

Лидия Малыгина:

— А я говорю, где вы работаете? Что за такая ситуация, где только недоброжелательная аудитория? Говорит: я работаю в системе ЖКХ.

Кира Лаврентьева:

— И смешно и грустно.

Лидия Малыгина:

— Когда мы этот проект делали, который вначале назывался «Ликвидация безграмотности», я помню, как мне звонили директора школ: ликвидация безграмотности, вот это мне нужно, я хочу.

Кира Лаврентьева:

— Мне подходит.

Лидия Малыгина:

— Я поняла, что это люди, во-первых, не лишенные самоиронии. С таким названием еще попробуй.

Кира Лаврентьева:

— Это секрет успеха — самоирония.

Лидия Малыгина:

— Конечно. Они говорят: мне нужно, потому что я работаю с людьми, в любом случае, и мое продвижение по карьерной лестнице зависит от этого, мое умение выстроить коммуникацию на всех уровнях. Да, даже в семье. Мы берем аспекты, связанные и с межличностной коммуникацией и с массовой коммуникацией тоже. Я считаю, что сейчас умение в публичном пространстве представить результаты своей работы тоже крайне важно. Это развитие соцсетей привело к тому, что каждый немножко должен уметь выступать публично и в средствах массовой информации тоже. Как, за счет какого упражнения можно сделать так, чтобы сжать свою мысль, чтобы ее в концентрированном виде донести. Мы делаем, например, такое упражнение. У меня есть детская игрушка — бомбочка. Ее заводишь, она может сдетонировать через 30 секунд, через три минуты или через полчаса. Презентация «Расскажи о себе». Но ты не знаешь, в какой момент тебя остановят, через 30 секунд, через три минуты или через полчаса. И люди понимают, что они должны так выстроить сообщение о себе, так потренироваться, например, эту самопрезентацию делать, чтобы у тебя самое главное в первые 30 секунд было, а дальше уже дополнительно, дополнительно, дополнительно. Или, допустим, свой профиль ты хочешь оформить в соцсетях. Придумай, как это сформулировать. Как сделать так, чтобы использовать не только приемы речевого воздействия, фигуры речи. Я спрашиваю, сколько фигур речи? Более ста пятидесяти только на синтаксическом уровне. Меня спрашивают: как мы это все не знали? Почему нам это в школе не рассказывали? Мы думали, что русский язык и эта вся коммуникация, что это жи-ши, ча-ща, у нас аллергия от этого.

Кира Лаврентьева:

— Любовь к русскому языку должна быть, конечно.

Лидия Малыгина:

— Ее отбили, за 10 лет школы мало кто ее может сохранить. А вот здесь, по сути, тебе показывают, как ты своих целей добиваешься риторическими средствами, лингвистическими средствами. Конечно, и психология тоже здесь имеет значение, ты лучше находишь этот контакт. Я думаю, что с отличниками мы встретимся лично. Это отвечая на вопрос о дистанционных формах и очном формате. Да, я считаю, что очное обучение лучше, я честно вам скажу, искренне. Я рада, что я преподаю в МГУ, я вижу глаза студентов в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Российской Федерации. Я считаю, что очное обучение будет очень дорогим и очень ценным. Эту возможность увидеться лично я всегда для самых мотивированных и активных слушателей сохраняю. Очно-заочный формат обучения. Но при этом мы даем возможность слушателям Радио ВЕРА, находящимся в самых отдаленных от Москвы регионах, Калининград, ну понятно, что они не могут приезжать каждый вечер на занятия, а здесь дистанционный формат все-таки нам позволяет эту аудиторию существенно расширить. Поэтому мы не отказываемся от дистанционных форматов. Но для самых активных возможность личной встречи в финале мы тоже обязательно предусмотрим.

Кира Лаврентьева:

Лидия Евгеньевна, я хочу для наших уважаемых слушателей еще раз пояснить, почему мы так торопимся, почему мы говорим об этом так динамично. Дорогие друзья, это никак не реклама, Лидия Евгеньевна нам позвонила и сказала, что друзья — это рассказываю, как все было, приоткрываю завесу тайны — друзья, есть такой потрясающий проект.

Лидия Малыгина:

— Национальный проект.

Кира Лаврентьева:

— И нам нужно с вами сделать так, чтобы как можно больше людей об этом узнало.

Лидия Малыгина:

— Воспользовалось.

Кира Лаврентьева:

— Да. Инициатор сегодняшнего разговора — Лидия Евгеньевна, потому что ей очень важно, чтобы люди узнали о том, что у них есть бесплатная возможность получить дополнительные знания. И не в 30+, когда это вообще-то пока не проблема, а в 50 и в регионах, когда работа своя, когда семья, когда свои заботы и куда-то поступать в какой-то ВУЗ очно нет никаких возможностей. Но у многих есть желание начать новую жизнь, пойти на другую работу, расширить свои знания, углубиться в компетенции. Пожалуйста, дорогие друзья, если вы нас слушаете, если вы в далеких регионах, пожалуйста, зайдите на сайт, работа...

Лидия Малыгина:

— Работа России.

Кира Лаврентьева:

— Зарегистрируйтесь там. Там все очень просто, и найдите... Что там нужно найти, Лидия Евгеньевна, я боюсь ошибиться?

Лидия Малыгина:

— Я на примере своей программы рассказываю «Коммуникационная компетентность руководителя».

Кира Лаврентьева:

— Там можно и другие программы найти, среди других поплавать.

Лидия Малыгина:

— Но в принципе, вы можете найти любой ВУЗ и любую программу, которая вас заинтересует. Допустим, вы слушаете нас, может быть, в Калининграде, в Дагестане, Псков, Орел, Карачаево-Черкесия.

Кира Лаврентьева:

— Пожалуйста, любой город.

Лидия Малыгина:

— Вы предпенсионер, например, или член семьи участника СВО или вы гражданин, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, или, может быть, участник боевых действий в ДНР, ЛНР, начиная с 11 мая 14-го года. Может быть, вы гражданин в возрасте до 35-ти лет, находящийся на грани увольнения, под риском увольнения.

Кира Лаврентьева:

— То есть так тоже можно?

Лидия Малыгина:

— Или гражданин Украины, а, может быть вообще лицо без гражданства, имеющее статус беженца и временно находящийся на территории Российской Федерации. Вы можете выбрать программу, только обратите внимание, чтобы ваш регион был указан, та же самая будет «Коммуникационная компетентность руководителя» и в скобках написано (Дагестан) или, допустим, (Псковская область). Для москвичей, самая простая категория, 50+, подтверждается только паспортом. Естественно, государство контролирует, чтобы это были не мертвые души, а чтобы это были реальные люди, которые получили эту возможность. Государство оплачивает, это труд преподавателя, это очень сложные, дорогие программы, которые можно и просто купить частным образом.

Кира Лаврентьева:

— Да, уникальная история, сложно даже поверить в нее. Но это правда.

Лидия Малыгина:

— Те, кто, может быть, не имел раньше возможности это себе позволить, сейчас такую возможность получили. Сроки сжатые, окно возможностей открыто.

Кира Лаврентьева:

— До 18 октября, друзья. Неделя осталась.

Лидия Малыгина:

— До 18-го регистрируйтесь, и уже 8 ноября мы начнем обучение. 30-го мы пройдем этот курс, и до Нового года вы получите документ государственного образца о повышении квалификации.

Кира Лаврентьева:

— То есть, получается, сколько идет обучение?

Лидия Малыгина:

— Это интенсив.

Кира Лаврентьева:

— То есть это не годами, друзья. Это можно очень быстро получить и тут же использовать, о чем говорит Лидия Евгеньевна.

Лидия Малыгина:

— Это же программа повышения квалификации. Но у вас должно быть уже высшее или среднее специальное образование.

Кира Лаврентьева:

— Только хотела спросить, какие критерии?

Лидия Малыгина:

— Вот как раз вы подгружаете это все в электронном виде, портал «Работа России». Сразу скажу, что защищенный канал, никаких утечек личных данных быть не может, здесь это предусмотрено, об этом также позаботилось государство, очень сложная в этом пане была проделана работа. Вы подгружаете документы, подтверждающие, что вам есть 50 лет, это подтверждается паспортом. Что у вас есть высшее образование, соответственно документ об образовании. Что выработаете уже, выписка из трудовой на сайте госуслуги заказывается и также подгружается, она тут же приходит, моментально. Этот портал с вашим профилем на госуслугах синхронизирован. Если вы лицо, находящееся в декрете, то, соответственно, документ, подтверждающий рождение ребенка.

Кира Лаврентьева:

— Свидетельство о рождении.

Лидия Малыгина:

— Там все будет написано. Более того, если вы запутались, вы со мной связываетесь, я и мои коллеги вам помогают преодолеть какие-то барьеры в коммуникации, связанные с техническими особенностями. Но мне кажется, что это очень воодушевляет, получение новых знаний открывает потом возможности во всех сферах жизни, в семье коммуникация становится более свежей, интересной. Ты что-то узнал, ты приходишь и рассказываешь об этом: ты знаешь, что Бродский, оказывается, учился пилотировать самолет. Или, допустим, стихотворение «Осений крик ястреба» это же он сам летал, эта долина Коннектикута. В семье что-то обсуждаешь, ты уже взаимодействуешь.

Кира Лаврентьева:

— Программа «Пайдейя», дорогие друзья, на Светлом радио. У нас в гостях Лидия Евгеньевна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы. Пожалуйста, не переключайтесь.

Кира Лаврентьева:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Светлого радио программа «Пайдейя». С радостью напоминаю вам, что у нас в гостях Лидия Ивановна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов национальной безопасности Президентской Академии, профессор МГУ имени Ломоносова, основатель системы дистанционного обучения. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы сейчас говорим о каком-то, честно говоря, невероятнейшем — это никакая не реклама, а искреннее удивление с моей стороны — проекте, в котором может поучаствовать каждый человек с высшим образованием после 50 дистанционно.

Лидия Малыгина:

— И не только. Там много категорий разных.

Кира Лаврентьева:

— И не только, есть много категорий. В первой части нашей программы и не раз Лидия Евгеньевна перечисляла категории, которые могут участвовать в этом проекте. В общем, суть такая, что если вы только присоединились, обязательно послушайте, завтра на сайте будет выложена вся программа. Обязательно послушайте, о чем говорит и говорила Лидия Евгеньевна, она еще сегодня это повторит не раз, кто может участвовать в программе по обучению по направлению содействия занятости, по дополнительному обучению людей 50+ либо 35+, там есть свои нюансы. Вы можете за короткий срок получить важные навыки в ведущих ВУЗах Москвы и других городов, список ВУЗов вы можете увидеть на сайте «Работа России». Там нужно зарегистрироваться и подтвердить свою личность на госуслугах, это происходит моментально, сайт синхронизирован с госуслугами, поэтому никаких сложностей. Это очень сложно звучит, но очень просто сделать. Никаких сложностей вас там не должно поджидать. Но все же, если вы столкнетесь с какими-то сложностями, Лидия Евгеньевна может помочь их решить.

Лидия Малыгина:

— Во-первых, осень, во-вторых, в силу возраста, в силу каких-то обстоятельств люди теряют мотивацию, они теряют вкус к жизни.

Кира Лаврентьева:

— Только хотела об этом поговорить.

Лидия Малыгина:

— Они теряют какой-то интерес, перестают гореть глаза и какая-то апатия возникает.

Кира Лаврентьева:

— Осенняя депрессия.

Лидия Малыгина:

— Да, равнодушие, перестают радовать вещи, которые радовали раньше. То, что может удовлетворить наш коммуникативный голод лучше всего, а такой голод, связанный с коммуникацией, не менее важен, чем голод обычный, физиологический. Представляете, у нас есть определенное количество людей, которые этот голод испытывают. Наши родители, дети выросли, уехали, им хочется хоть что-то обсудить. Помните, раньше бабушки на лавочке? Почему? Да потому что хочется хоть с кем-то пообщаться. Было исследование, которое показало, что лучше всего все виды этого коммуникационного голода удовлетворяет обучение. Во-первых, у тебя расширяется круг знакомств, у тебя появляются твои одногруппники, одноклассники, ты вдруг оказываешься в новой среде, даже если это происходит в онлайн формате. Это люди, которые уже чем-то тебе близки.

Кира Лаврентьева:

— Да, это социум, конечно.

Лидия Малыгина:

— У них совпал с твоим интерес, люди знакомятся. У нас семьи создавались, пары создавались наших слушателей.

Кира Лаврентьева:

— Ничего себе. Вот так.

Лидия Малыгина:

— Такой побочный косвенный небольшой эффект, но очень для меня приятный. Улучшается вот это взаимодействие, у тебя появляются новые знакомства — раз. Ты знакомишься с новыми какими-то концепциями, удовлетворяешь голод, связанный с теоретическими знаниями, немножко кругозор свой расширяешь, вот эту гибкость. Профилактика деменции, кстати говоря, изучение уже во взрослом возрасте каких-то новых дисциплин, новых навыков в формировании позволяет нам себя встряхнуть, защитить.

Кира Лаврентьева:

— Новые нейронные связи.

Лидия Малыгина:

— Для того чтобы долго быть активными. Кроме того, эмоции. Ты не только интеллектуальное удовольствие получаешь, ту получаешь еще и эмоциональное удовольствие. У тебя получается. Ты, осваивая новые навыки и видя, как здорово на это реагирует твой педагог... Да и потом многие хотели учиться в МГУ, не секрет, кто-то хотел учиться в Президентской академии, Российской академии народного хозяйства и госслужбы. А кто-то с детства мечтал, я хочу быть радиоведущим или телеведущим. Да вот, в 50 лет самое время исполнить свою мечту. Пожалуйста, действуй. Это ощущение, что я могу... Главное действовать, как в том анекдоте известном: купи хотя бы лотерейный билет.

Кира Лаврентьева:

— Сделай хоть что-нибудь.

Лидия Малыгина:

— Эта наша передача сегодня, зарегистрируйся, выбери программу, подключись и дальше ты получишь, я считаю, уникальный набор впечатлений, эмоций и компетенций, которые тебя будут сопровождать на протяжении всей жизни.

Кира Лаврентьева:

— Лидия Евгеньевна, я вас внимательно слушаю и о чем думаю. Создание некоего образовательного пространства для любого возраста — это крайне важная вещь, и для нас, как для родителей, и для преподавателей, и для наших бабушек, дедушек. Мы все друг для друга должны создавать некое образовательное пространство. Это не обязательно школьный учебник русского, литературы, это постоянная работа мозга. Это ведь колоссальный ресурс для преодоления жизненных трудностей. Я помню, у меня была знакомая, которая в тяжелейшей жизненной ситуации обратилась к врачу, к психиатру, честно скажем, он у нее ничего не нашел, никаких диагнозов, просто дичайший кризис у человека. Он сказал: знаете, какое счастье ваше? Она: какое? Он говорит: у вас огромное количество нейронных связей. Вы в детстве и в музыкалке поучились и в художественную школу походили, и с родителями постоянно общались, и высшее образование, и среднее образование у кого-то. Этот навык постоянно читать, или постоянно что-то слушать, есть же аудиалы, они не могут читать, они слушают аудиокниги. Сейчас современные дети запросто, я старшему с трудом могу дать в руки книгу, но он зато слушает самые трудные книжки ушами, аудиокниги онлайн. И это тоже вариант. Мне сложно с ним смириться, потому что я люблю этот запах, листочки, странички, вкусно пахнущие новые книжки, но он слушает, о`кей, хорошо, это тоже образовательное пространство. И то, о чем вы сейчас говорите, это ведь профилактика и депрессии во многом.

Лидия Малыгина:

— Конечно.

Кира Лаврентьева:

— Пусть это не стопроцентная панацея, но это ресурс. Если мозг постоянно напрягается и делает что-то очень сложное, то неизменно образуются новые нейронные связи. И я еще читала исследования о том, что образование новых нейронных связей на первоначальном этапе приносит даже боль, психоэмоциональное напряжение. И это тоже нормально. Ты въезжаешь в тему и тебе сначала тяжело, ты сопротивляешься. Кстати, дорогие друзья, если вы вдруг решите обучиться, и вам станет сложно первые дни, не бойтесь, это идет сопротивление нервной системы, сопротивление мозга, который не привык слишком сильно новые знания каждый день получать. Перетерпите этот момент, и дальше будет очень хорошо. Этот толчок надо тоже уметь сделать, первый шаг, а может быть, и второй и третий, надо себя немножко понуждать.

Лидия Малыгина:

— Когда мы разрабатывали эту систему, обратили внимание, ехала семья в машине и там дети, рожденные в одной семье, но один явно аудиал, другой визуал, третий кинестетик, то есть он чувственно, тактильно мир воспринимает. Это, знаете, как стало ясно? Когда я попросила описать, осень была, они едут, за окном листья желтые, на дачу они едут. Попросили каждого из них описать, что они видели, описать дорогу. Один ребенок сказал: было голубое небо, желтая листва — ясно, визуал. Другой ребенок сказал: я ехал, меня с одной стороны сестра на ногу наступала, мне было душно, жарко — он тактильно воспринимает мир. Но больше всего меня поразил третий ребенок, который сказал: мы ехали, сначала играл Рахманинов, а в конце Шуфутинский, потом Киркоров, и мы приехали. Он описывает через аудио. И мы, когда разрабатывали курс, предусмотрели, сделали так, чтобы был короткий формат, когда ты за минуту можешь в концентрированном виде, прям на телефоне, на компьютере включил, прослушал. К телевизору подключи, главное выход в интернет чтобы был. Ты прослушал, за минуту все услышал. Кому-то нужно, чтобы подробно объясняли, разжевывали. Пожалуйста, у тебя есть в часовом формате в жанре научно-популярной беседы, этот материал еще раз проговаривается в диалогической форме. Кому-то нужно обязательно чтобы была презентация, и она есть. Неважно кто ты, как ты воспринимаешь мир, это уже предусмотрено, ты найдешь для себя эту форму. Короткую или наоборот длинную. Хочешь, прочитай глазами, если тебе важно это прочитать. Или ты хочешь на слух воспринять, ты можешь это послушать. Ты можешь сделать тест, тут же он будет проверен, и тебе покажут, где ошибки и как их устранить. Мы разберемся с разными функциональными стилями. Ты можешь в деловой речи, у тебя деловая сфера, себя наилучшим образом представить, речь твоя визитная карточка. Может быть, ты на свидание идешь, у тебя межличностные отношения, и здесь должен произвести наилучшее впечатление. Средства, которые ты будешь использовать, принципиально отличаются от тех средств, которые работают в деловой сфере. Или, может быть, у тебя была давняя мечта опубликовать свои рассказы или стихи юношеские, это литературный стиль. То есть умение переключать стилистические регистры в зависимости от изменившейся ситуации. Мне говорят: как это работает? Очень просто. Когда я столкнулась с ужасной ситуацией, когда мошенники хотели отнять жилье, уголовники, я защищала себя в суде сама, два года это длилось, я выиграла это уголовное дело и гражданское, кстати говоря.

Лидия Малыгина:

— Не будучи юристом.

Лидия Малыгина:

— Не будучи юристом, только за счет риторических приемов. Во-первых, я могла написать, я не боялась написать исковое заявление, я не боялась написать ходатайство, потому что я знала особенности делового стиля. Ничего там страшного нет. У тебя появляется уверенность, у тебя появляется скорость, ты можешь сориентироваться. В то же время, в какой-то другой ситуации, бывает, человек прекрасно в деловом стиле себя реализует, а на свидание приходит в деловом костюме и так же и ведет себя в коммуникации, не переключается.

Лидия Малыгина:

— Пластичность тоже должна быть некая. Да?

Лидия Малыгина:

— Обязательно. И образованность человека отличает только она. Потому что необразованный человек во всех сферах говорит и пишет одинаково. И это звучит нелепо.

Кира Лаврентьева:

— Это кстати, важная мысль.

Лидия Малыгина:

— Так же как сотрудник полиции, да, и у Корнея Ивановича Чуковского в книжке «От двух до пяти» вопрос милиционера (тогда были милиционеры) ребенку: ты по какому вопросу плачешь? За пределами деловой речи любой канцеляризм — это ошибка. Плюс еще, некоторые думают, что главное правильность речи. Только ты клише выучил.

Кира Лаврентьева:

— Четко выверенные.

Лидия Малыгина:

— Ты стереотипно мыслить начинаешь, тебе необходимо, даже если ты бухгалтер или финансовый директор, считаешь, и твоим делом никогда не было слово, ты должен обязательно это развивать, потому что это дает возможность нестандартно мыслить, посмотреть на это решение нетривиально.

Кира Лаврентьева:

— Косность мышления уходит?

Лидия Малыгина:

— Мышление и речь связаны, поэтому точно так же, как мы работаем над внешним видом собственным, мы понимаем, что это наш способ себя миру презентовать, точно так же наша речь это визитная карточка. И мы должны сделать так и совершенствовать эту речь так, как мы совершенствуем свой внешний вид. Эти небольшие упражнения позволяют даже в сжатые сроки получить результат. Ты должен и звучать хорошо и над преподнесением мы работаем. Ты должен интересно с точки зрения композиции продумать, о чем ты хочешь рассказать. Ты должен уметь убеждать, и мы учимся у великих ораторов прошлого, у юристов выдающихся прошлого. Я прямо показываю, вот приемы Плевако, вот приемы Андриевского, Александрова, смотрим и берем на вооружение, постепенно эти приемы в собственную речевую практику вводим. Мы учимся у великих драматургов, мы смотрим, как сделать так, чтобы было интересно. Ведь мы же приходим в кино, смотрим на экран целый час и отключаемся от собственных мыслей. Как рассказать историю, используя приемы драматургии, у драматургов учимся — синусоида внимания. Как это связано с русским языком? Как это связано с речью? Да, напрямую. Связано ли это с коммуникационной компетенцией руководителя? Да, конечно. Как формируется общественное мнение? Как формируется взгляд определенный на мир, картина мира? Как увлечь? Ты хочешь реализовать проект, ты же должен найти своих соратников, союзников, как-то показать, как их интересы здесь учитываются. Один в поле не воин. Как ты можешь коммуницировать с людьми, если ты не получил никакой подготовки? Может быть, интуитивно, но у тебя уйдет много времени. А здесь ты можешь подготовиться, узнать, за счет чего, какие есть честные способы воздействия? Убеждение. С другой стороны, я сказала, что возросло количество мошенничества в последние годы, ты должен уметь и увидеть маркеры манипуляции, должен уметь увидеть в речи недобросовестные речевые действия.

Кира Лаврентьева:

— Это интуитивно в речи считывается.

Лидия Малыгина:

— Это может считать интуитивно, но есть и в речи маркеры.

Кира Лаврентьева:

— Клише.

Лидия Малыгина:

— Восторг, рассчитанный на внушение. Навязывание определенных ярлыков.

Кира Лаврентьева:

— Есть ярлыки. Мы с вами умные люди — один из самых известных способов манипуляции. Мы же с вами умные люди, вы же понимаете — а дальше твоя правда уже.

Лидия Малыгина:

— Вот, да. Уловки, какие есть уловки в споре. У Поварнина прекрасная книга 1903 года «Искусство спора». Если ты знаешь эти уловки, ты знаешь способы нейтрализации этих недобросовестных приемов. Ты не будешь бояться обсуждения на работе какого-то проекта, ты можешь его защитить. Ты понимаешь, как нейтрализовать эту конфликтную ситуацию. Как сделать союзником равнодушного, может быть, какого-то коллегу, который вообще не интересовался.

Кира Лаврентьева:

— Это все риторика.

Лидия Малыгина:

— Знаешь, перед какой аудиторией сложнее всего выступать? Я Киру спрошу, перед какой аудиторией сложнее всего, перед доброжелательной, недоброжелательной?

Кира Лаврентьева:

— Смешанная самая тяжелая.

Лидия Малыгина:

— Правильно. Как сделать так, чтобы и конкуренты не дискредитировали твою идею, как сделать так, чтобы равнодушные заинтересовались и увлеченные наоборот распространили эту энергию? Что делать, если что-то пошло не так? Люди уходят, ты что-то рассказываешь, они встают и выходят.

Кира Лаврентьева:

— Это вообще стресс.

Лидия Малыгина:

— Что говорил Маяковский? Человек, из ряда вон выходящий. Ну, если Маяковский не растерялся и знал, что делать, ты тоже можешь предвидеть. Продумать эти сценарии и подготовить себя таким образом. Убирает потом это напряжение, люди не боятся, они начинают пробовать, они начинают себя в новых ситуациях реализовывать.

Кира Лаврентьева:

— В гостях у программы «Пайдейя» Лидия Евгеньевна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Я, честно говоря, даже не понимаю, Лидия Евгеньевна, как время так быстро идет, потому что очень интересно вы говорите, очень захватывающе, и как раз демонстрируете нам сразу на деле искусство риторики.

Лидия Малыгина:

— Спасибо. Кира, я хотела сказать, что аудитория Радио ВЕРА — это совершенно особенная аудитория. Я получаю колоссальный отклик. За 10 лет существования Радио ВЕРА я увидела, что люди очень глубокие, очень труднодоступная аудитория. Люди, к которым просто так иногда не подойдешь. Мне после нашего эфира однажды позвонили люди, которых я совершенно не ожидала. И когда я спросила, как вы узнали обо мне, они сказали, что мы Радио ВЕРА слушаем. Я знаю, что это очень думающие люди. Мне хочется, чтобы у думающих людей было больше возможностей.

Кира Лаврентьева:

— Лидия Евгеньевна, можно вам задать вопрос немного не по теме, но пока вы здесь, это прекрасная возможность. Нужно ли подростку, ребенку, юноше читать литературу чуть сложнее, чем он может воспринять? Мне кажется, да, для развития речи это в первую очередь нужно. Родственники мои со мной спорят и говорят, что ребенок 9-летний должен читать литературу для 9-летних, 11-летний для 11-летних. А я им даю чуть сложнее материал, чуть сложнее что-то из классики. Например, 11-летке я дала Лескова почитать. Мне кажется, да, он не поймет чего-то, да, он будет себя преодолевать, но это явно настроит его речь на более высокую волну, чем она есть на данный момент. Поправьте меня, если я не права.

Лидия Малыгина:

— Точно так же, как маленькому ребенку мы сначала даем протертую пищу, пюре, но в какой-то момент мы понимаем, что если он не будет есть твердую пищу, у него не будет формироваться нижняя челюсть, она будет у него не развита. Мы обязана давать ему твердую еду для того, чтобы у него формировалась челюсть. Точно так же и интеллектуальная пища должна иногда быть твердой. Если мы все время будем давать только адаптированные вещи, протертую пищу, развитие не будет происходить. Поэтому наоборот, чуть вперед, вот эта ближайшая зона развития. Я помню, когда моя мама в семь лет сама читала «Унесенные ветром».

Кира Лаврентьева:

— В семь лет?

Лидия Малыгина:

— Да, мне было семь лет.

Кира Лаврентьева:

— А вам было семь лет.

Лидия Малыгина:

— И она читала вслух. Я Маргарет Митчелл в семь лет первый раз прочитала. А папа очень любил Ильфа и Петрова. Соответственно, он читал вслух. Он себе читал на самом деле, но я «12 стульев» и «Золотой теленок» тоже в семь лет прослушала. Мне кажется, что это во многом сформировало определенные вещи. Сейчас дети совсем другие. Я не могу сказать, что, например, мои собственные дети очень любят читать, они у меня вообще любят движения, сын боксом увлекся, дочка танцами. Это не так-то просто. Что ваш ребенок вообще читает, это большой плюс, читает, слушает.

Кира Лаврентьева:

— Слушает.

Лидия Малыгина:

— Я считаю, что еще очень важно, чтобы он пересказывал. Ты прочитал, ты узнал, перескажи мне. Таким образом и вот это красноречие, ораторское мастерство тренируется. Я делаю следующим образом, мне понравился этот прием. Я говорю: давай поставим цель, какая у тебя цель? Мы идем к твоей цели. Вот это все только средства: и прочитанные книжки и пересказ. Когда у человека есть цель, страстное желание, то дальше автоматически преодолевается, и ты на очень многое готов закрыть глаза. И на боль, и на то, что тебе приходится себя преодолевать. Я рекомендую переписывать. У меня была первая моя учительница Коган Галина Абрамовна, я ей благодарна до сих пор. Во-первых, привела меня на телевидение, как и весь наш класс, и это стало моей любовью и судьбой в дальнейшем. И она говорила: надо каждый день, хоть немножко писать, веди дневник, переписывай из книги, веди конспект, это формирует определенные связи в головном мозге, это влияет на память, на мышление, на что угодно. Я уговариваю студентов писать конспекты, пытаюсь их заманить каким угодно способом. Говорю, что я буду ставить автоматы, только пишите. Нет, мы в телефоне, мы хотим внести заметки, работает только большой палец, когда набираешь на клавиатуре телефона. Другие дети сейчас и подростки другие, убедить их сложно, но за две с половиной тысячи лет доказано, если ты пишешь рукой, если ты записываешь, этот материал усваивается, это тебе очень поможет. Я считаю, что это надо делать. Да, я считаю, надо брать сложнее, чуть сложнее, и надо играть в сильной команде. Окружение очень многое определяет, поэтому окажись в сильной команде. Ты будешь учиться на программе, я посмотрела вчера, кто прошел тестирование, кто подал документы. Заместители генеральных директоров крупнейших заводов. Ты, может быть, с ними в другой ситуации в жизни и не встретишься. Да, может, ты потом у них же и работать будешь. Содействие занятости, может в этом — американцы очень любят это слово — нетворкинг.

Кира Лаврентьева:

— То есть люди критически к себе относятся. Не палеонтологический музей, что всё, я сформировался, мне не нужно больше ничему учиться, ты идешь и опять подаешь заявку на обучение, несмотря на все успехи жизненные. Вот это интересно.

Лидия Малыгина:

— Управленцы понимают, что ты каждый день доказываешь заново, ты каждый день эту гибкость поддерживаешь, ты интересуешься, ты смотришь, узнаешь что-то новое. Например, ректор Академии нашей Президентской академии после 50-лет научился пилотировать самолет и стал пилотом. А на следующий год поставил себе цель научиться играть на саксофоне.

Кира Лаврентьева:

— Вот что значит всё в жизни успеть.

Лидия Малыгина:

— И теперь у нас все летает и играет. И мы тоже смотрим и думаем: хорошо, это классный пример, я тоже могу, пусть не водить самолет, но я буду совершенствовать ближайшую зону своего развития. Я поставлю цель, и если мне эта программа повышения квалификации поможет достичь эту цель, я воспользуюсь возможностью. Тем более что государство мне эту возможность дает.

Кира Лаврентьева:

— Платить ничего не надо, дорогие друзья.

Лидия Малыгина:

— Платить из личных средств ничего не надо. Возвращать эти средства не надо. Плюс еще это тебя очень хорошо характеризует в глазах работодателя, который понимает, что ты своего не упустишь и возможностями воспользуешься, если они откроются.

Кира Лаврентьева:

— Лидия Евгеньевна, по окончании курса какой документ получает слушатель?

Лидия Малыгина:

— Гособразца, свидетельство о повышении квалификации. В моем конкретном случае будет написано: «Коммуникационная компетентность руководителя». У нас ведь есть люди, которые мечтали всю жизнь стать руководителем. Но пока исполнители. Вот ты прошел повышение квалификации и говоришь: я могу, давайте рассмотрим мою кандидатуру, у меня есть документ, подтверждающий, что у меня есть управленческие навыки, что я обладаю коммуникационной компетентностью руководителя.

Кира Лаврентьева:

— Из ведущих ВУЗов страны: МГУ, РАНХиГС...

Лидия Малыгина:

— Там разные ВУЗы, вы можете выбрать ВУЗ своего региона. РАНХиГС выступает федеральным оператором. РАНХиГС проводил отбор ВУЗов, которые будут участвовать в программе. Отбор довольно сложный. Те ВУЗы, которые вошли в эту программу подтвердили, что у них есть и опыт, и техническая база, и профессора в должном количестве, что они справятся. Ты можешь выбрать, выбирай ВУЗ своей мечты, выбирай то, что ты хотел, тебе для этого ни ЭГЕ не надо сдавать, даже из дома не надо выходить, всё можно дистанционно сделать. Но где-то, кстати, есть и очные программы. Посмотрите, изучите и воспользуйтесь.

Кира Лаврентьева:

— Это тоже очень интересно, если вдруг есть возможность. Если человек работает дистанционно, то он очно может учиться.

Лидия Малыгина:

— Там есть вечерние формы занятий.

Кира Лаврентьева:

— Или после работы приходить.

Лидия Малыгина:

— Все заточено на то, чтобы люди этих возрастных категорий... Понятно, что у них есть семьи, у них есть дети, эта программа должна вписаться в их образ жизни. Одно дело, когда тебе 18 лет, 20, ты учишься в школе, тебе помогают родители. Другое дело, когда у тебя уже есть семья, работа, обязательства, но ты должен учиться так, чтобы все остальные твои сферы жизни при этом не страдали от того, что внимание туда не направлено. Таким образом выстроено обучение. Оно сжато во времени, оно сделано с учетом особенностей вот этих возрастных категорий. Мы сначала их изучали, какая потребность, что они хотят и искали способ, как наилучшим образом эту потребность удовлетворить.

Кира Лаврентьева:

— Какие экзаменационные методы там используются. Тестирование?

Лидия Малыгина:

— Я сторонник положительной мотивации. У меня нет такого, что ты не сделал, например, не прошел, все, мы тебя отчисляем. Я считаю, что должно быть желание. Я вообще старалась сделать курс таким, чтобы он был захватывающим, как радио шоу или как телевизионное шоу, как твой любимый сериал. Чтобы момент интриги, развития, драйва, желания дойти до конца и, может быть, опередить ребят, твоих коллег, которые идут с тобой в команде. Там идет и рейтингование, я вижу, кто на каком уроке, обратная связь там очень хорошо развита. Да, там, безусловно, есть тесты. Там даже есть вещи, которые напоминают нам учебу в ВУЗе: шпаргалки, конспекты, самостоятельные работы. И контрольные работы есть и финальный экзамен. Но мы справимся. Потому что все сделано для того, чтобы было интересно, чтобы хотелось. Я иногда разрешаю менять порядок освоения тем. Курс сразу открывается, возьми сразу темы, которые интересны. Интересно тебе уловки или недобросовестные приемы спорщиков, начни с них, а потом вернемся, например, к ошибкам, если эта тематика тебе менее интересна, скучна. Мы можем использовать принцип иной композиции в освоении материала. Там и индивидуальная траектория выстраивается. Все принципы современные: и перевернутого класса, и хохотона — все, что только можно. Я когда этот курс делала, я докторскую писала, связанную с этими навыками. Всё, что можно было лучшего, мы попытались использовать. А перевернутый класс, я помню, маленькая еще была, мама мне сказала: дочка, ты приходишь в класс, боишься, что тебя учитель спросит. Давай, мы с тобой вперед дома сделаем, ты будешь приходить, учитель задает вопрос, ты уже все знаешь, ты поднимаешь руку. У тебя все в порядке с самооценкой, будешь отличницей.

Кира Лаврентьева:

— Интересный метод.

Лидия Малыгина:

— Вот спустя 20 лет узнаем про технологию перевернутого класса, когда дети новый материал осваивают дома, а с учителем в классе только обсуждают какие-то известные вещи.

Кира Лаврентьева:

— Тонкости.

Лидия Малыгина:

— Тонкости. Делай вперед. Та же самая Галина Абрамовна, я училась в физико-математической школе, я поняла, из какого учебника идут контрольные работы, я четыре варианта делала вперед. Галина Абрамовна знала об этом, она говорила: кто мешает всем остальным сделать 4 варианта. Ты пока 4 варианта сделаешь, ты эту тему отработаешь, она от зубов отлетать будет.

Кира Лаврентьева:

— Ну что, дорогие друзья? Заходите, пожалуйста, на сайт «Работа России», регистрируйтесь, проходите регистрацию на обучение по направлению «Содействие занятости», пожалуйста, обучайтесь. Это для людей 50+, но и так же категории Лидия Евгеньевна сейчас назвала, и на сайте «Работа России» тоже можно узнать все категории людей, которые могут участвовать в этой программе. Там расширенные категории, то есть там очень много людей могут участвовать в этой программе. Обязательно поучайте дополнительное образование в ведущих ВУЗах России, повышайте свое настроение, повышайте свою грамотность, увеличивайте набор нейронных связей. Это была программа «Пайдейя». Дорогие друзья, мы говорили о том, как образование может помочь человеку на пути достижения идеала и раскрытия образа Божия в себе. Напоминаю, что эти регулярные беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучшее и самый интересный опыт работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его вы можете на сайте clever-lab.pro. А я напоминаю вам, что у нас в гостях была Лидия Евгеньевна Малыгина, доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов национальной безопасности Президентской Академии, профессор МГУ имени Ломоносова, основатель системы дистанционного обучения. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующей недели. Всего вам доброго, дорогие друзья, и до свиданья. А вам, Лидия Евгеньевна, огромное спасибо и за инициативу и за ваше горячее желание помочь людям в их образовании.

Лидия Малыгина:

— Спасибо, коллеги.

Кира Лаврентьева:

— Спасибо. До свиданья.


Все выпуски программы Пайдейя

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем