Существует множество историй о том, насколько близок Господь, как он нас слышит, как умеет утешить, вразумить, порадовать. Одну такую историю я прочитала где-то в соцсетях накануне праздника Преображения Господня.
Героиня рассказывала о том, как однажды на Преображение оказалась в храме без яблок. Женщина ярко описывала свои чувства, ей было очень грустно от того, что она оказалась непричастной к праздничной традиции освящения плодов. Все остальные участники Божественной Литургии радостно протягивали свои пакетики, корзиночки с яблоками и виноградом священнику, который щедро кропил яркие плоды святой водой.
Выходя из храма женщина увидела на полу яблоко. Его подняла какая-то старушка и громко спросила: «Чье яблоко?». «Моё» — подумала про себя героиня истории и молча протянула руку. Через мгновение сочное красивое яблоко с каплями воды было у нее в ладони. «Как же близок Господь, как же он знает и понимает нас и находит каждому свое утешение» — делилась своей радостью автор той статьи.
Сама я с уважением, хоть и достаточно спокойно отношусь к красивым благочестивым традициям нашей Церкви — к освящению пасхальной снеди, меда, яблок. В моей семье эти традиции всегда соблюдались, они помогают сделать переживание праздничных событий более яркими. Я понимала чувства героини и радовалась за нее. Правда, где-то в глубине души пробежала мысль, что сама я вряд ли бы так расстраивалась в подобной ситуации.
И вот наступил праздник Преображения Господня. Я, конечно, пришла на праздничное Богослужение, но в силу обстоятельств оказалась там без яблок. Ничего страшного — решила я — это вовсе не обязательно.
Идет Литургия, а я не могу сосредоточится. Мой взгляд все время натыкается на пакетики и корзиночки с яблоками. Это был деревенский храм, всюду дачи, сады, яблок море... И стало мне грустно. Я — таки расстроилась. Не хватало полноты праздника. Тут же вспомнила ту женщину, и улыбнулась. «Господи, прости, Ты сегодня явил Свою силу, а я вот какая немощная, мне без яблок, оказывается, и праздник не праздник. Утешь и меня» — мысленно попросила я.
Литургия подошла к концу. Священник радостно окропил святой водой фрукты. Все улыбались, поздравляли друг друга. Корзинки с плодами разобрали. Храм почти опустел. Но ни одно яблочко на пол для меня не упало.
Я пошла к выходу. И уже там, когда я стояла у дверей мимо прошла пожилая женщина с корзиночкой румяных яблок. Она быстро посмотрела на мои пустые руки, остановилась и спросила с улыбкой: «А вы без яблочек? Вот, возьмите, пожалуйста!» У меня в ладонях оказалось красивое крупное яблоко с каплями святой воды.
Я готова была ее расцеловать! Взяла с благодарностью яблочко и пошла домой. Всю дорогу я вдыхала его аромат и благодарила Господа, который снова и снова щедро дарит нам свою любовь и утешает каждого.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова