 Со словом «аскетика» у многих обычно ассоциируются изможденные лица, бесформенные одеяния, препоясанные веревками, бдения и посты — и это отчасти верно, но не это главное. Аскетика — это наука внутреннего преображения, и телесные подвиги тут могут быть полезны, но как средство, а не как цель. Гораздо больше места учителя-аскеты уделяют помыслам.
Со словом «аскетика» у многих обычно ассоциируются изможденные лица, бесформенные одеяния, препоясанные веревками, бдения и посты — и это отчасти верно, но не это главное. Аскетика — это наука внутреннего преображения, и телесные подвиги тут могут быть полезны, но как средство, а не как цель. Гораздо больше места учителя-аскеты уделяют помыслам.
И одна из вещей, которую они постоянно говорят — это «не верь себе». Мы находимся в культуре, которая постоянно призывает «верить своему сердцу». Серьезный духовный опыт говорит об обратном — доверять себе не надо, надо постоянно трудиться над тем, чтобы, как говорит Апостол, «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5), потому что стихийно, «по умолчанию» мы склонны нестись куда-то далеко прочь от пути спасения. В аскетической литературе помыслы сравниваются с ворами, которые приходят, чтобы обворовать христианина.
И это особенно бросается в глаза, когда речь идет о помысле, наиболее активно демонстрируемом в социальных сетях — помысле гнева, возмущения и негодования. Люди постоянно полны возмущения — правда, это возмущение обращено на разные цели — чаще всего в зависимости от политических симпатий человека.
Возмущение — очень опасное состояние, особенно справедливое. Человек может предъявить в оправдание своего гнева что-то действительно и несомненно плохое, какое-то зло и беззаконие, а потом гнев уже живет своей жизнью, как пожар, питаясь чем угодно — пропагандой, слухами, утками. Способность критически мыслить, сопоставлять разные точки зрения, оценивать, отключается, более того, в ней видится то-то изменническое, что-то противное ослепительной праведности нашего гнева.
И тут бывает иногда полезно посмотреть на человека, полного столь же праведного негодования, но в другую сторону. Для меня очевидно, что этот несчастный человек находится в полном помрачении и не видит очевидных вещей. Но ведь для тех, кто видит мое негодование со стороны, столь же очевидно, что это я в помрачении. А для ангелов Божиих, которые видят со стороны нас обоих, видно, что мы оба в помрачении.
И вот помысел «праведного возмущения» нужно просто отбросить — пока он не превратился в пожар, сжигающий душу. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения».
Орёл и голубка

Фото: PxHere
Однажды в гнездо голубки сверху что-то упало, и она увидела перед собой большого птенца почти без перьев. Малыш был очень напуган, но при этом так широко открывал свой длинный клюв, словно хотел кого-то укусить.
— Должно быть, ты голоден, — догадалась голубка, и дала птенцу спелую ягоду клубники. Но тот не стал её есть, а громко и недовольно вскрикнул. Голубке пришлось позвать на помощь других птиц, чтобы они подсказали, что это за птенец и как за ним надо ухаживать.
— Это орлёнок, — сразу определила сова. — Орлы — хищные и очень опасные птицы.
— К тому же, это птенец царского орла, — сказал воробей. — Как только он вырастет, всех нас заклюёт.
— Чтобы не было беды, пока не поздно, лучше вытолкнуть его из гнезда, — предложила сорока.
— Я не могу выгнать из моего дома бедного орлёнка, — сказала голубка. — Ведь птенец тогда наверняка погибнет. Я отпущу его, когда он будет в состоянии о себе позаботиться.
Голубка принесла в своё гнездо большого червяка. Орлёнок быстро его проглотил и широко раскрыл клюв, требуя добавки. Доброй птице пришлось много раз летать взад и вперед, чтобы её приёмыш наелся и успокоился. Он рассказал, что родился в горах и жил в большом гнезде среди облаков, откуда его похитил злой ястреб. Но во время полёта он так сильно сопротивлялся и клевался, что над лесом ястреб выпустил его, и он упал прямо в голубиное гнездо.
Птенец быстро рос и превратился в юного орла с могучими крыльями и острым, изогнутым клювом. С каждым днём он улетал всё дальше от гнезда, но всегда возвращался обратно. Он полюбил лесных птиц, особенно кротких голубей, и рассказывал им обо всём, что видел на земле с высоты.
Как-то орлёнок залетел очень далеко и опустился на утёс отдохнуть. Он увидел рядом огромную, красивую, птицу с золотистыми глазами. Царский орёл зорко на него поглядел и вдруг воскликнул:
— Я узнал тебя, радость моего сердца! Ты — моё потерянное дитя! Я повсюду искал тебя и уже начал думать, что ты умер. Летим со мной! Ты рождён, чтобы парить под облаками.
Орлёнок почувствовал, как его обняли большие крылья, у него радостно забилось сердце, но он сказал:
— Прежде, отец, я должен проститься с доброй голубкой, которая заботились обо мне, когда я был беспомощным птенцом. Я не могу улететь, не поблагодарив её за всё, что она для меня сделала.
— Да, ты прав. Передай голубке в знак благодарности это перо, — сказал орёл. — Пока у неё будет мой царский подарок, никто не посмеет причинить ей вреда.
Вскоре орлёнок улетел с отцом в горы, но уроки кроткой, доброй голубки всегда помогали ему управлять своей волей, быть великодушным и справедливым. Воспитание сделало его самым благородным царским орлом из всех, кто своими золотистыми глазами глядел на солнце.
(по мотивам английской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Овечка — золотые колечки

Фото: PxHere
Жил-был когда-то батрак по имени Богдан. Много лет прослужил он у барина и в награду за свои труды получил самого худого и жалкого ягненка. Но Богдан никогда не унывал и отправился по белу свету счастья искать. В пути он с большой любовью заботился о своём ягнёнке: поил родниковой водой, пас на лесных полянах, и его питомец заметно окреп и подрос. Колечки на шерсти с каждым днём становились всё кудрявее и золотистее. Глядь, а это уже не худосочное существо, а прекрасная овечка — золотые колечки!
Однажды по дороге Богдан встретил глашатаев, которые разносили по городам указ царя: тот, кто сумеет развеселить его дочь, получит её в жены и полцарства в придачу. Много лет царевна пребывает в печали, и никто не видел даже тени улыбки на её лице. Захотелось неунывающему батраку поглядеть на такую несмеяну.
Пришёл Богдан в столицу и решил заночевать на постоялом дворе. Увидели хозяин гостиницы и его жена чудесную овечку, и ахнули от удивления! Колечки её шерсти так блестели, словно были из чистого золота. И надумали хитрецы надёргать себе потихоньку золотых завитков.
Подкралась ночью жена хозяина гостиницы на цыпочках к овечке, дернула за колечки, а они не выдергиваются. Хотела она опустить руку, а та как будто приросла к шерсти. Пробует вырваться, отдернуть ладонь — ни в какую!
Следом и её муж подкрался к дверям комнаты, где спал Богдан. Как увидел он, что жена уже дергает золотые завитки, — бросился тоже, да не тут-то было! Его руки тотчас приклеились к овечке и никак не отдергиваются.
Проснулся поутру Богдан и отправился к дворцу на красавицу-несмеяну поглядеть. Овечка пошла следом за хозяином, и потянула за собой хозяина постоялого двора и его жену, которые к ней словно примагнитились.
А на царском дворе громко музыка играет, народ собрался. Многие пытаются царскую дочь рассмешить — кто-то песни поёт, другой фокусы показывает, а красавица только брови хмурит.
Услыхала овечка-золотые колечки звуки дудочки, и весело припустилась в пляс: высоко подпрыгивает, хвостиком машет. А хозяин постоялого двора с женой вместе с ней подскакивают, ногами в воздухе болтают, а отцепиться никак не могут.
— Не нужны нам твои золотые колечки, только отпусти нас! — взмолились они на два голоса.
Понял народ на площади, что незадачливые танцоры за жадность наказаны, потешаться над ними стали. Несмеяна-царевна тоже улыбнулась, а потом рассмеялась и долго остановиться не могла.
— Отпусти их, — сказал Богдан овечке. — Они теперь долго не будут на чужое зариться.
Обрадовался царь, увидев наконец-то весёлую дочь, отдал её батраку Богдану в жёны, да ещё полцарства в придачу.
Молодые жили дружно и никогда не унывали, да и овечка тоже. Чего и вам всем желают.
(по мотивам молдавской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
У нас в студии были директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый и насельница женского монастыря в честь Державной иконы Богородицы в Калининградской области монахиня Амвросия (Хромова).
Разговор шел о подвиге новомучеников, а также о поэме нашей гостьи «Бутовский реквием», посвященной людям, расстрелянным за веру на Бутовском полигоне в 30-е годы прошлого века.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Четвертая беседа с Игорем Гарькавым была посвящена людям, пострадавшим на Бутовском полигоне (30.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер



 
 



