Есть два способа удерживать человека от покаяния и веры.
Первый состоит в том, чтобы внушать ему беспечность — каяться, веровать, исправлять свои пути просто не нужно, это, может быть, и неплохо, но не обязательно, в вечности с тобой и так все будет хорошо. Это, без сомнения, ужасное заблуждение — у наших поступков есть последствия, человек обладает подлинной свободной волей, он может выбрать противление Богу и закоснеть в этом противлении навсегда. Господь постоянно — и в самых резких выражениях — предостерегает нас от этой невыразимо страшной, и совершенно реальной опасности.
Но есть и другой способ отвращать людей от веры, не менее эффективный — внушать человеку безнадежность. Делается это просто, утверждается, что спастись для вечной жизни может лишь чрезвычайно малое число людей, в которое ты, очевидно, не входишь. Ты такой ужасный-ужасный, безнадежный-безнадежный грешник, Бог тебя никогда не примет.
Такая безнадежность - еще более страшная ошибка чем излишняя беспечность.
Как говорит святой Амвросий Медиоланский в своей книге «О покаянии», «Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении». Блудный сын, чтобы вернуться, должен сознавать, что он тяжко согрешил, вверг себя в многие бедствия, и находится в великой опасности. Но он также должен верить, что Отец его не отверг и не проклял, что можно попытаться вернуться — и его примут.
Христианин живет в надежде, а не в безнадежности; по словам святителя Феофана Затворника, православный человек «верит, что Тот, кому он служит всей душой и всем сердцем, не допустит ему погибнуть, но спасет и оправдает». Христос не бросит тех, кто надеется на Него. Мы предаем себя и друг друга в Его руки, ожидая от Него спасения, а не проклятия.
И наши отношения с Богом это не юридическая гарантия — это личное доверие.
Как-то я беседовал с человеком, который в таком доверии затруднялся. «Послушай, а твоя жена уверена, что она — замужем?» Он удивился нелепости вопроса — разумеется, как она может быть замужем и сомневаться в этом? «А она уверена, что ты ее не бросишь?». С некоторым гневом и обидой он заверил меня, что он не такой человек, чтобы нарушать брачные обеты. «Что же выходит — спросил я — ты более надежный и заслуживающий доверия человек, нежели Господь и Спаситель наш Иисус Христос? В тебе она может быть уверена, а в Нем — нет?».
Через Крещение мы вступаем в Завет с Господом, через Причастие пребываем в Нем; мы с трепетом ожидаем вечного спасения, когда все мы встретимся у ног Христа.
Такова наша надежда, и она стоит того, чтобы ее возвещать.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов