«Что главное в жизни? Любить Бога и любить ближнего, как самого себя». Эти замечательные евангельские слова услышал я недавно от своего знакомого… язычника. Или теософа. Или агностика… Не знаю — оказалось трудно определить.
Мы о говорили религии, и было видно, что мой собеседник, как минимум, знаком с текстом Евангелия, цитирует, комментирует — при этом отрицает Церковь и таинства. Еще он верит в реинкарнацию, при этом понимает ее не в русле буддизма — пессимистично, как трагическую закольцованность, из которой нужно вырваться, а вполне оптимистично — как желанную, ни к чему не ведущую бесконечность перерождений.
Я пытался спорить. Говорить, что если у жизни нет конца и нет итога, то нет и смысла. Мой знакомый выражал скепсис:
— Ну и что будет в конце? Только не говори Царство Небесное. Ты даже не можешь мне описать, что такое Царство Небесное.
Я аккуратно спрашивал:
— А ты что — можешь мне описать, что такое переселение душ?
Мой собеседника отмахивался:
— Ну — это же другое…
Потом пришла его очередь наступать.
— Глупо, — говорит, — прожить только одну жизнь, когда можно прожить много.
Мне пришлось поинтересоваться, как он относится к тому, что при таком подходе его детей можно считать не уникальными личностями, собственно, не его детьми, а лишь случайным вариантом из множества каких-то реинкарнаций, и что он думает о разрыве связи с ними в следующих жизнях…
Он снова отмахивался:
— Ну — это же другое…
И подумал я о том, что убежденный буддист, или мусульманин или иудей или даже убежденный атеист — в качестве собеседника о вере — мне намного дороже, чем человек, исповедующий этакую религиозную неразборчивость. Где заповедь Христа о любви к Богу и ближнему соседствует с верой в переселение душ…
Мне скажут: а может, это на самом деле широта взгляда? Не узость сознания, способного ухватить все лучшее из всех религиозных систем мира? Ревность об истине, которая одна на всех? Беспристрастие?
Кажется, у философа Льва Карсавина встречается мысль, что подобная «ревность об истине» и подобное «беспристрастие» есть на самом деле религиозное равнодушие. И если речь не о религиоведении, не о расширении гуманитарного кругозора, а о том, что человеку в духовном плане одинаково подходит и цитата из Евангелия, и вера в реинкарнацию — значит, на предельной глубине ему просто всё равно, как выстраивать отношения с вечностью.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












