«Послушание» - слово, которое для нецерковного слуха звучит несколько пугающе — во всяком случае, оно звучало пугающе для меня. Кто-то другой указывает мне, что делать, и совсем не факт, что мне это понравится. Я хочу чего-то — а мне говорят «нельзя» и я должен слушаться. Обычно слушаются дети (которым некуда деваться), или еще какие-то люди подчиненные, которым приходится исполнять чужую волю. Сами мы, конечно, предпочитаем не слушаться.
Поэтому попробуем подойти к понятию христианского послушания издалека.
Один мой знакомый серьезно заболел. Врачи запретили ему есть некоторые вещи (в частности, чебуреки, которые он очень любил), пить спиртное, курить, велели оставить некоторые другие привычки и проходить довольно утомительные медицинские процедуры. Он согласился на все это. Почему? Он понимал, что с его болезнью нельзя шутить — она может кончиться очень плохо. Но прежде всего, потому, что он доверял врачам. Это специалисты, которые потратили годы на учебу,потом годы на практику. За ними стоит опыт мировой медицины. Они знают то, чего он сам не знает — и ему стоит покориться их рекомендациям.
Но врачи — всего лишь люди, они могут и ошибиться; Бог — этот тот, кто обладает совершенной мудростью и всеведением, и не ошибается никогда. Именно Он нас создал, и Он знает, что пойдет нам на пользу, а что — нет.
Послушание Богу есть проявление веры; веры не только в набор истин, но более всего, личного доверия. Я повинуюсь, потому что верю в то, что Бог меня любит и неизменно желает мне блага. Я могу полностью полагаться на Него. Если Он что-то запретил — Он запретил это из любви ко мне. Если Он что-то требует — то по той же причине. Его цель не в том, чтобы отобрать, но в том, чтобы дать.
Сатана со всей своей рекламной кампанией пытается внушить нам (и, увы, нередко успешно), что жизнь в послушании заповедям — это жизнь пресная, скучная и лишенная радости, а вот готовность играть по правилам дьявола сделает нашу жизнь чрезвычайно увлекательной. Покаяние означает, что мы покоряемся истине - «я верю, что Бог любит меня и хочет, чтобы я был счастлив — в вечности, и, насколько это возможно, во времени. Путь послушания Богу — это путь мира, радости и надежды. А вот сатана, который подбивает меня поступить против заповеди, есть лжец и убийца, который вовсе не стремится улучшить мою жизнь — он стремится ее разрушить»
Мы верим в того, кто бесконечно благ, и премудр, и заботится о каждом из нас — и поэтому мы слушаемся Его заповедей.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема