Интернет полон гнева - люди требуют суровых кар злодеям или, по крайней мере, тем, кого они считают злодеями. Им непременно надо отомстить.
Что же, месть — одна из очень глубоко вбитых в человека реакций. Когда люди жили в архаичном, догосударственном обществе, (кто-то живет так и сейчас), единственным способом предотвращения покушения на вашу жизнь и имущество было внушение надлежащего страха кому следует — кто с нами свяжется, тот дня не проживет, за любой ущерб, нанесенный мне, моей семье или моему племени, последует такая страшная расплата, что поколения потенциальных обидчиков будут помнить — и держаться от нас подальше. Месть была не просто реакцией — а осознанным долгом человека по отношению к роду и племени.
Боевики «Исламского государства» которые сожгли живьем бомбившего их иорданского пилота, сняли сцену казни на видео и выложили в интернет, действовали в рамках этой вековой логики — с нами лучше не связываться, мы люди свирепые и мстительные. Иорданцы, казнившие в ответ нескольких пленных исламистов — тоже.
Мстительные чувства отлично работают для того, чтобы мотивировать людей убивать и умирать.
Но чтобы добиться каких-то разумных целей, прийти к выгодному (или, хотя бы, не столь невыгодному) миру, от мести надо отказаться. «А как же справедливость! - возмутятся многие - как же можно допустить, чтобы злодеи ушли от расплаты?» Что же, давайте рассмотрим, чем месть отличается от справедливости.
Что отличает справедливый суд? Для него приоритетом является защита невиновных; вся раздражающе сложная система судопроизводства предназначена для того, чтобы минимизировать риск осуждения невинного человека. Для мести приоритетом является внушение страха - поэтому объектами мести очень часто становятся даже не сам преступник, а его кум, брат, сват, или еще какой-то человек (в глазах мстителя) как-то с ним связанный.
Для мстительного человека неважно, пусть пострадают в том числе и невинные люди - лишь бы его обида была отмщена. Человек справедливый готов отказаться от возмездия за свои обиды, лишь бы не причинить зла невиновным.
До Страшного Суда далеко не всех злодеев постигнет наказание и далеко не все хорошие люди будут избавлены от бед. И хуже того, чтобы добраться до злодеев, и наконец, затянуть заслуженную петлю у них на шее, Вам придется причинить много бед, страданий и смертей людям, которые невиновны - или, во всяком случае, виновны в гораздо меньшей степени. Приходится выбирать между миром, который позволит злодеям избежать кары, и войной, которая погубит еще множество людей, а участь злодеев останется неясной - вполне вероятно, они благополучно сбегут.
Готовы ли Вы платить жизнями и страданиями невинных людей за то, чтобы добраться до злодеев? Если да, то чем вы сами лучше их? Если нет - то надо так и сказать. Мир важнее, чем предание злодеев справедливой каре.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»