
Одна из самых древних молитв в христианстве называется «Песнь Симеона Богоприимца». Праведный Симеон был, согласно преданию, одним из семидесяти двух переводчиков, работавших над текстами Священного Писания. Когда Симеон переводил с еврейского на греческий язык книгу пророка Исаии, он натолкнулся на фразу, смутившую его: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что в текст закралась ошибка, Симеон попытался исправить слово «Дева» на слово «Жена». Но в этот момент явился Ангел. Он удержал руку праведника и сказал ему: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Пророчество сбылось — проходили десятилетия, Симеон стал глубоким стариком, но всё продолжал жить. Он ждал прихода Спасителя. Когда ему исполнилось 360 лет, по внушению Ангела Симеон пришёл в Иерусалимский храм, куда в это время Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник принесли Младенца Христа. Произошло Сретение — то есть встреча старца Симеона и Мессии, рождённого от Девы. «Теперь ты отпускаешь раба Своего, Владыка», — произнёс Симеон, приняв на руки Богомладенца. Эти слова и стали началом «Песни Симеона Богоприимца», молитвы, которая до наших дней поётся или читается в храмах на каждой вечерней службе и является своеобразным символом встречи двух эпох — Ветхого и Нового заветов.
Давайте поразмышляем над текстом этого молитвословия и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть песнопения на русском языке звучит так: «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром». По-церковнославянски фраза звучит так «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром...»
Давайте послушаем первый фрагмент песнопения.
Вторая часть песнопения на русском языке звучит так: «Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «...Яко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля». Этими словами праведный Симеон утверждает, что Спаситель родился среди народа Израилева и что Учение Христово просветит всё человечество. Давайте послушаем второй фрагмент Песни Симеона Богоприимца.
Молитва «Ныне отпуща́еши» не случайно входит в состав вечернего богослужения. Она будто предуготовляет верующих к мирному, спокойному завершению дня с чувством благодарности за всё, что дал нам Господь, и смирения перед всеми обстоятельствами, которые Он послал. С таким смирением жил праведный Симеон, принявший всем сердцем волю Божью.
Давайте послушаем Песнь Симеона Богоприимца полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема