Самое личное, что только может быть у человека - это отношения с Богом. Бог знает нас гораздо ближе и лучше, чем отец или мать, супруга или лучший друг. Более того, Бог лучше знает человека, чем он сам себя знает - те глубины нашего подсознания, которые загадочны для нас самих, полностью прозрачны для Него.
Эти отношения носят уникальный характер - человек у Бога всегда один такой, Он знает его в лицо и по имени, и псалмопевец взывает к Богу не просто как к Богу его народа, или Богу, сотворившему небо и землю - но как к его Богу, “Господи, Боже мой”, к Богу, с которым его связывает определенная история отношений.
Поэтому вера, конечно, состоит не в том, чтобы выучить определенный набор положений и присоединиться к определенной группе. Уверовать - значит обрести личные отношения, которые само Писание сравнивает с браком, или близкой дружбой, или усыновлением.
Решение обратиться к Богу, примириться с Ним, вернуться в Отчий Дом, к нашей небесной семье, к ангелам и святым, тоже может быть только личным. Никто не может сделать это за самого человека. Бог создал его свободным и ищет его свободного обращения.
Людям иногда бывает трудно увидеть связь между Великой и Благой Тайной, о существовании которой они догадываются, и хождением в церковь по воскресеньям, архаичными облачениями священников и догматическим провозглашением, что Тайну надо понимать так, а не иначе.
Почему это так важно? Чтобы избежать одной очень опасной подмены. Ведь когда атеисты язвят по поводу “воображаемого друга”, они обращают внимание на реальную проблему, на которую, до них, много раз обращали внимание верующие - начиная с библейских Пророков. Проблему идолопоклонства.
Малые дети часто заводят себе воображаемых друзей - или “дружат” с игрушками. Плюшевый мишка - прекрасный друг. Он в беде не бросит, лишнего не спросит, всегда выслушает, никогда не упрекнет, ничего не потребует, всегда похвалит, он такой теплый и мягкий. С ним одна проблема - на самом деле, это безжизненный кусок материи.
Живой Бог неудобен - именно потому, что Он нас на самом деле любит. Это как с живым родителем, который требует от ребенка учить уроки, собирать разбросанные игрушки и мириться с сестрой. Вот плюшевый мишка никогда бы так себя не повел! На то он плюшевый.
Мы все страдаем склонностью подменять Бога идолами - которые нам удобнее. И Бог создает Церковь - в частности, чтобы мы помнили, что “мой Бог”, в отличие от “моего плюшевого мишки” это также и Бог других людей. Предание - это не абстракция, и не что-то накрученное на опыт познания Великой и Благой Тайны. Предание - это люди, которые искали Бога, которым Он открывался, которые уповали на Него и жили Им. И если мы хотим познакомиться с Богом живым, а не с нашим плюшевым мишкой - нам стоит обратиться к их опыту и взять их в проводники. Именно так мы обретем глубоко личные и уникальные отношения с Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа, Богом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Богом всех святых.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова