
Фото: PxHere
Многие мемуары со временем приобретают значение исторического свидетельства, если автор воспоминаний пишет о себе и жизни своих современников правдиво и искренно.
Сегодня мы говорим о святом новомученике Иосифе Петроградском и книге воспоминаний княгини Натальи Урусовой «Материнской плач Святой Руси».
Место действия — город Актюбинск в Казахстане.
Время действия — 30-е годы XX века.
В 1947 году княгиня Наталья Владимировна Урусова написала книгу «Материнский плач Святой Руси».
У княгини Урусовой, принадлежащей к знатному дворянскому роду, было семеро горячо любимых детей.
В 1917 году, в год революционного большевистского переворота, ее старшему сыну Сергею исполнился 21 год, он погиб, сражаясь в рядах Белой Гвардии. Младший сын Андрей был арестован в 1937 году и сгинул в советских лагерях. За годы советской власти она лишилась всех семерых детей...
В 30-е годы XX столетия княгиня Урусова, как «классово-чуждый элемент» в глазах властей, оказалась в Казахстане, где ей пришлось претерпеть много мытарств. Пережить испытания Наталье Владимировне помогли встречи с людьми необычайной силы духа.
Один из них — митрополит Иосиф (Петровых), сосланный из Ленинграда в Казахстан в 1931 году. Он и в ссылке, с риском для жизни, тайно проводил богослужения, чтобы утешить и поддержать верующих.
26 августа приехал митрополит Иосиф и удостоил нас посещением по случаю дня моего Ангела. Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник. Это отражалось в его облике, и в глазах, как в зеркале. Он был высокого роста, с большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы никогда с ним не расставаться«.
Митрополит Иосиф жил на окраине города Чимкента в маленьком казахском глинобитном домике. Но первое время, когда его определили на поселение в маленьком городке Ауэлита, условия были еще хуже: владыку поместили в сарай со скотиной, отделив его койку жердями.
Сведения о жизни митрополита Иосифа (Петровых) в казахстанской ссылке сохранились в книге воспоминаний княгини Урусовой.
Он провел у нас за чаем больше часа, рассказывал о трудной жизни в сарае, когда над головой, уцепившись за хворост потолка, висит и смотрит на тебя змея, о том, как трудно было молиться, когда кругом мычанье, блеянье, и хрюканье, и безжалостно плохое питание. Эти все условия и было, очевидно, причиной его болезни. По временам он сильно страдал от язвы в кишечнике. Но он всё переносил, как Праведник, и если рассказывал о трудных преследованиях, то только потому, что мы все вспоминали о жестокостях ГПУ.
Автор этих воспоминаний, княгиня Наталья Владимировна Урусова прожила долгую жизнь, дожив до девяноста лет. После войны она эмигрировала в Германию, затем переселилась в Америку, до последних дней писала стихи.
О Россия наша!
Родина святая!
Ты омыта кровью
С края и до края!
Чувствуется духом
Близкое прощенье,
И Россия встанет
Храмом... Воскресенья!
Это стихотворение княгини Натальи Владимировны Урусовой звучит как посвящение светлой памяти новомученика Иосифа Петроградского.
В 1937 году митрополита Иосифа снова арестовали. По решению тройки НКВД новомученик Иосиф Петроградский был расстрелян в Лисьем овраге возле города Чимкент в Казахстане.
Книга воспоминаний княгини Урусовой «Материнской плач Святой Руси» стала важным историческим свидетельством мужества верующих, которым выпало жить в России в годы жестоких гонений большевиков на Церковь.
«...Видела я и много радостей во взаимной любви моей к детям, и их ко мне, и много чудесных Милостей Божиих. Я хотела в последовательном описании своих переживаний за 30 лет обнажить правду о большевиках тем, кто ее не знает или ослеплен пропагандой неправдой о ней»...
Все выпуски программы Прообразы
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема