
Жил один крестьянин по имени Янко, и было у него на краю села кукурузное поле.
Но вот случилась напасть: каждое утро на его поле стало кострище появляться. Обеспокоился Янко: так ведь в недобрый час ему всю кукурузу спалят! И отправился он ночью своё поле сторожить. Как только луна на небе появилась, видит Янко: прибежал на его поле мальчишка и начал костёр разжигать.
— Эй, ты что делаешь, нечистая сила? — выскочил Янко из кукурузы. — Поле мне подпалить хочешь?
Пригляделся Янко к пацану — и обомлел. Перед ним и впрямь стоял не мальчишка, а маленький бесёнок с рожками и хвостом.
— Узнал меня, дяденька? — засмеялся ночной гость. — Не собираюсь я подпалить твоё поле, а только костёр разведу. Мы с братишками сбежали от взрослых и пировать тут будем.
— Но разве это хорошо: от взрослых по ночам убегать? — озадаченно пробормотал Янко.
— То, что для людей плохо, для нас как раз хорошо, — ответил бесёнок. — Вот что, дяденька, раз это твоё поле — садись к костру, мы и тебя угостим. Всё равно у тебя от страха ноги подгибаются.
Плюхнулся Янко на землю, а тут и другие братишки стали к костру подтягиваться, и каждый мешок на спине тащит. У одних мешки полные, аж лопаются, а других немного пожиже.
— Хорошее мы тут нашли село, — похвалился удачливый добытчик. — До чего же здесь много живёт завистников, сплетников и лентяев! Я половину села обошёл, будет нам, чем поживиться.
— А мне сегодня, как назло, попадались хозяева хлебосольные, добрые, да щедрые, — возразил тот, у кого мешок был поменьше. — Хорошо, хоть в доме старосты кое-что подбросили...
И бесенята начали из мешков всякую снедь доставать. Чего тут только не было: и колбасы, и сыры, и пирожки, и всевозможные сладости.
— Откуда же вы столько еды натаскали? Вроде, в нашей деревне народ небогато живёт, — удивился Янко.
— Разве ты не знаешь? — стали они рассказывать наперебой, — что всё ваше зло нам в кормёжку оборачивается. Чем сильнее вы исходите от злобы и зависти, тем больше мы пируем. А вот доброта ваша нас прямо заживо съедает, и среди честных людей нам жить голодно. Наконец-то мы такое село нашли, что хоть каждую ночь можем пировать! Угощайся и ты, дяденька!
Замахал на них Янко обеими руками, перекрестился — и скорее домой бежать! Рассказал он односельчанам про ночную беседу, а те не верят, на смех его поднимают. Говорят, заснул ты в своей кукурузе, вот и приснилось. Но некоторые Янко всё-таки поверили, стали внимательно за собой следить.
По крайней мере, кострища возле села вскоре перестали появляться.
(по мотивам сербской народной сказки)
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема