Нина Соколова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Нина Соколова

* Поделиться

Осенью 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Немцы взрывали мосты, по которым в северную столицу доставлялось продовольствие, бомбили грузовые суда. Целые баржи с мукой и зерном уходили под воду. Тем временем в городе кончались запасы хлеба. К ноябрю норма ежедневного пайка сократилась до ста двадцати пяти граммов на человека. Люди часами ждали в очередях возле булочных, держали в руках заветные хлебные карточки и с волнением думали только об одном: привезут ли? И вздыхали с облегчением, когда на дороге показывался долгожданный фургон с надписью «Хлеб». В числе тех, кто помог ленинградцам продержаться в самые тяжёлые дни блокады, была Нина Васильевна Соколова — первая и единственная на тот момент в мире женщина-водолаз.

Её называли «советской русалкой». В тяжёлом гидрокостюме и медном шлеме она погружалась в ледяную воду Ладожского озера, чтобы поднять на поверхность продовольствие из затонувших барж. В ту осень было спасено 4 тысячи мешков зерна. И несколько тысяч жизней в скованном блокадой городе.

В Ленинград девятнадцатилетняя Нина Соколова приехала в 1931 году из родного Череповца — поступать в вуз. Выбрала гидротехнический факультет Института инженеров водного транспорта. А когда получила диплом, устроилась на работу в Экспедицию подводных работ особого назначения. Организация занималась подъёмом затонувших судов, прокладкой трубопроводов. Другими словами, рабочим местом Нины должно было стать морское дно. Женщина-водолаз была в то время явлением настолько экстраординарным, что получать разрешение на глубоководные погружения Соколовой пришлось у самого председателя Верховного Совета СССР Калинина.

В 1939 году 24-летняя Нина Соколова трудилась на стратегически важном объекте — строительстве причала в Баренцевом море. Когда вернулась в Ленинград, началась Великая Отечественная война. Осенняя Ладога с её штормами, холод, скудный паёк, постоянные бомбёжки. В таких условиях Нина работала каждый день, практически без передышки. Во время одного из погружений Соколову контузило взрывом в воде. Близкие Нины вспоминали, что она буквально рвалась из госпиталя обратно на работу. Твердила: город в блокаде, людей надо спасать. Положение в Ленинграде между тем с каждым днём осложнялось. Истощались не только запасы хлеба, но и топлива. И тогда Нине Соколовой пришла в голову идея. Девушка уже успела поработать на прокладке по дну Ладожского озера электрического и телефонного кабеля. Что, если по такому же принципу проложить под водою бензопровод, подумала она. Свои мысли Соколова изложила начальству. Руководителям проект поначалу казался невыполнимым. Однако Нина не теряла энтузиазма. «Это очень просто!» — сказала девушка, и наскоро набросала схему бензопровода. Ей удалось убедить руководство.

Соколова лично провела разведку дна, а потом каждую ночь погружалась в тёмные воды Ладоги на глубину 35 метров. Строительство бензопровода велось в тёмное время суток при серьёзной маскировке. Закончить работы удалось в рекордный срок — чуть более, чем за месяц. Сорок тысяч тонн горючего прошло по подводному бензопроводу за всё время блокады. Немцы так никогда и не догадались о его существовании.

Когда в 1944 году Ленинград был освобождён из кольца осады, работы у Нины Соколовой не убавилось. Она разминировала переправы, строила мосты и причалы. За годы войны на груди у женщины-водолаза появились два ордена Красной Звезды. А когда пришла долгожданная Победа, сидеть без дела тоже не пришлось. Нина Васильевна стала преподавателем Высшего военно-морского училища. Долгие годы она читала там курс по гидравлике и гидродинамике. А выйдя на пенсию, до самой старости руководила патриотическими кружками. Первая женщина-водолаз совсем не считала себя героем. «Это мой долг, моя работа», — говорила она.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем