
Осенью 1914 года санитарный поезд имени Великой княжны Анастасии Николаевны Романовой шёл от линии Западного фронта к городу Вильно. Вагоны были переполнены; с поля боя раненых везли в Виленский гарнизонный госпиталь. Молодая черноволосая женщина в фартуке сестры милосердия устало провела рукой по влажному лбу. За ночь она не сомкнула глаз и, кажется, ни разу не присела: делала перевязки, разносила лекарства, помогала доктору при срочных операциях. Звали женщину Нина Фёдоровна Бурова. Она была старшей сестрой милосердия санитарного поезда Великой княжны Анастасии Николаевны. Где-то там, на фронте, воевал и её муж. Нина давно уже не получала от него никаких вестей, не знала, жив ли он...
...Большевистский переворот 1917 года застал Нину в Петрограде, куда она к тому моменту перебралась из Вильно. Страну объял хаос. Вместе с людьми, бегущими от красного террора, Нина скиталась из города в город. Как-то раз поезд, в котором она ехала, принял партию раненных солдат. Нина помогла организовать в одном из вагонов лазарет и всю дорогу провела, ухаживая за ранеными.
Скитания её продолжались. Зиму 1920-го она встретила под Майкопом, в посёлке с названием Горный Ключ. Там стояли несколько казачьих отрядов. Как выяснилось, они прятались здесь от наступления красных. Нина была искренне удивлена такому положению дел. Однажды она пришла на казачью сходку и решительно заявила:
— Вы не трусливые курицы! Вы — лихие, удалые казаки кубанские! Что же вы отсиживаетесь здесь, когда рядом ваши братья льют кровь за веру и Отчизну!
Слова хрупкой женщины тронули казаков. Они решили больше не подчиняться своим командирам, отдавшим малодушный приказ прятаться от красных. На следующий день старейшины пришли к Нине Буровой, с поклоном вручили ей нагайку и попросили... стать их атаманом и вести в бой! Так родилась легендарная Майкопская атаманша, которая под девизом «Уповать на Бога и не сдаваться!» собрала и возглавила белый партизанский отряд из двухсот человек. На тот момент Нине было 26 лет.
Но даже командуя казаками, Нина оставалась сестрой милосердия. Она приказала никогда, ни при каких обстоятельствах, не расстреливать пленных, сама ухаживала за ранеными. В сёлах, где останавливался отряд, Нина делилась провизией с голодающими крестьянами. Одиннадцать месяцев продержался отряд Нины Буровой; в октябре 1920 она была тяжело ранена, взята в плен красноармейцами и отправлена на Соловки в лагерь особого назначения.
Нине удалось бежать из лагеря за границу. Так она оказалась во Франции, где встретила своего мужа, о котором уже несколько лет не имела известий. Оказалось, он тоже был арестован и пробрался за рубеж из Харькова почти одновременно с Ниной! Вскоре супруги переехали в Америку, в Вашингтон, где прожили всю оставшуюся жизнь. Там Нина Фёдоровна издала свои воспоминания о Гражданской войне, которые сегодня являются большим раритетом и высоко ценятся историками как живое свидетельство о том непростом времени и о подвиге Майкопкой атаманши, сестры милосердия Нины Буровой.
Все выпуски программы Имена милосердия
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер