Выдающийся русский учёный-генетик, химик, ботаник и селекционер Николай Иванович Вавилов провёл сотни экспедиций, совершил множество исследований в области иммунитета растений. Именно Николай Иванович создал новые жизнестойкие сорта пшеницы, ржи, овса и других злаков.
Николай Иванович родился 13 ноября 1887 года в семье московского предпринимателя, купца Ивана Ильича Вавилова. Когда Николаю Вавилову исполнилось 11 лет, отец определил его в Московское императорское коммерческое училище. Особенно Николай Иванович увлекался биологией. После окончания училища молодой человек поступил на факультет агрономии в Московский сельскохозяйственный институт. Уникальная коллекция семян и культур Николая Ивановича по сей день хранится и приумножается во Всероссийском институте растениеводства, который носит имя Вавилова.
Что Николай Иванович Вавилов называл источником своих нравственных ориентиров? И ради чего, по словам Вавилова, ему не жаль было отдать свою жизнь?

Накормить людей — об этом мечтал выдающийся русский учёный-генетик, химик, ботаник и селекционер Николай Иванович Вавилов. Он хотел, чтобы не было неурожаев и голода. Чтобы пшеница не болела и на бескрайних полях колосились здоровые, обильные злаки. Хотел служить русской земле — во всех смыслах этого слова.
Николай родился 13 ноября 1887 года в семье успешного московского предпринимателя, купца Ивана Ильича Вавилова. Семья была глубоко религиозной. Коля с детства пел церковном хоре, прислуживал в алтаре. Позже учёный говорил, что воспитание в духе православной веры дало ему нравственные ориентиры на всю жизнь. Интерес к естествознанию пробудился у Николая тоже ещё в детстве. В большой отцовской библиотеке были цветные географические атласы и книги о природе, которые мальчик мог разглядывать часами. Вместе со своим братом Сергеем Николай соорудил в сарае химическую лабораторию. Однажды во время очередного опыта из окон сарая повалил густой дым. Юные натуралисты получили тогда от отца большой нагоняй. После этого Николай переключился на более безопасные занятия: с увлечением коллекционировал насекомых, собирал и засушивал семена и растения.
Когда Николаю Вавилову исполнилось 11 лет, отец определил его в Московское императорское коммерческое училище. Там преподавались и естественные науки — химия, физика, биология. Последняя особенно увлекала Вавилова. Он признавался, что чувствовал в растениях тайну бытия, которую ему так хотелось приоткрыть. Вот почему после окончания училища он заявил отцу, что не пойдёт по его стопам. «Хочу стать биологом», — твёрдо решил Николай.
Молодой человек поступил на факультет агрономии в Московский сельскохозяйственный институт — сегодня это знаменитая Тимирязевская академия. В свободное от занятий время пропадал в полях. В 1909 году Вавилов издал свою первую научную исследовательскую работу, которая называлась «Голые слизни, повреждающие поля и огороды Московской губернии». Уже тогда преподаватель Вавилова, профессор Дмитрий Прянишников, говорил о нём: «Николай Иванович — гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник».
Когда началась Первая Мировая война, Николай Вавилов был уже известным молодым учёным. Специализировался на болезнях зерновых культур, искал способ, как с помощью генетики сделать злаки устойчивыми к заболеваниям, а значит — более урожайными. Именно тогда Николай Иванович начал собирать свою знаменитую коллекцию семян. На фронт Вавилова не взяли из-за слабого зрения. Но и без оружия в руках Вавилов исполнял свой долг перед Родиной. Однажды он помог выяснить причину массового отравления русских солдат. Вавилов обнаружил, что в муке, из которой пекли солдатский хлеб, содержались частицы семян ядовитого сорняка, способные вызывать даже летальный исход. По рекомендации учёного русское командование отказалось от закупки этой муки, и случаи отравлений прекратились.
Перечислить всё, что сделал Вавилов для отечественной и мировой науки, довольно сложно. Сотни экспедиций, исследования в области иммунитета растений, создание новых жизнестойких сортов пшеницы, ржи, овса и других злаков. Создание опытных станций для сохранения уникальных зерновых образцов. Жизнь учёного стала примером подлинного самоотверженного служения делу.
Парадоксально, но сам он погиб от голода в саратовской тюрьме. В 1940-м Вавилова арестовали по ложному, заведомо сфабрикованному обвинению в шпионаже. Такое уж тогда было время. Но даже в тюремной камере — подвальном помещении без окон — Николай Иванович продолжал исследовательскую работу, записывая по памяти огрызком карандаша генетические формулы. Выдающийся учёный скончался в 1943 году. Его уникальная коллекция семян и культур по сей день хранится и приумножается во Всероссийском институте растениеводства, который носит имя Вавилова. В честь Николая Ивановича названы десятки видов растений. Существует миндаль Вавилова, овёс Вавилова, василёк, груша и рожь. «Мне не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке», — говорил учёный.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











