Николай Терещенко — почётный гражданин двух городов — Глухова и Киева, был одним из самых известных дореволюционных российских предпринимателей. И не менее известным благотворителем. Одним из тех, кого в старые времена почтительно именовали истинными патриотами и людьми высокого гражданского долга.
Он родился в Глухове — небольшом городке Черниговской губернии. Родители Николая хотели дать сыну хорошее образование. Вот только денег на это у них не было. И глуховское уездное училище Николай, по его словам, окончил «буквально на медные пятаки». Потом торговал хлебом, солью и рыбой. Честнейший человек, Николай Артемьевич ни разу не нарушил ни одного пункта своих договоров, а потому ему доверяли и старались иметь дело именно с ним. В 32 года Терещенко избрали бургомистром родного города, после — городским головой. На этом посту он проработал двенадцать лет. Порядок в Глухове при Терещенко был образцовым. А сам Николай Артемьевич, к тому времени уже ставший владельцем трёх сахарных заводов на Украине, упорным трудом и бережливостью составил себе капитал, давший ему широкую известность и независимое положение. Миллионы же «сахарные» тратил на добрые дела. Возвёл в Глухове храм и больницу. В 1874 году добился разрешения на открытие в городе педагогического института и пожертвовал на его строительство крупную сумму. Сам подбирал штат преподавателей, пригласил в Глухов лучших педагогов России и из своих средств оплачивал их работу. Финансировал экскурсии студентов в Киев, Крым, Петербург. Мужская и женская гимназии Глухова, городское и ремесленное училища, банк, приют для сирот, бесплатная больница были построены на деньги Николая Артемьевича. Все эти учреждения обошлись Терещенко в два миллиона рублей — космическую тогда сумму.
Николай Артемьевич был тонким ценителем живописи и коллекционером. В 1875 году он переехал в Киев и купил особняк, в который перевёз бесценные полотна Ивана Шишкина, Николая Ге, Василия Верещагина, собрание старинных икон. Сейчас эта «вторая Третьяковка», как называли коллекцию Терещенко, хранится в киевском музее Русского искусства. Кстати, с Павлом Третьяковым Николай Артемьевич вёл невольное соперничество. Критик Стасов в одном из своих писем упрекнул Павла Михайловича за то, что он не успел приобрести картину Верещагина. На что Третьяков ответил: «Я очень рад, что настоящая вещь попала в эти руки. Он пойдёт по моим стопам — его коллекция станет достоянием Киева».
Терещенко поселился в Киеве, будучи известным человеком, одним из самых богатых в России. Николаю Артемьевичу шёл уже шестой десяток, а отдыхать он не собирался. Наоборот, удвоил старания. Построил в Киеве Мариинский детский приют, бесплатную ночлежку, больницу для чернорабочих, гимназии, школы, Народный дом В том числе и на деньги Терещенко возводился Владимирский собор. Николай Артемьевич служил старостой при храме первой Киевской гимназии. При поддержке Терещенко эта церковь стала одной из лучших в городе. А для учеников, многие из которых учились бесплатно, были построены больница и пансион. 150 тысяч рублей благотворитель пожертвовал на строительство Политехнического института.
В 1903 году журнал «Нива» писал:
«Общая сумма пожертвований Николая Терещенко составляет более пяти миллионов рублей. Около полутора миллиона он пожертвовал на больницы, приюты, санатории и другие благотворительные учреждения. Полтора миллиона — на дома трудолюбия и попечительства над глухонемыми и слепыми. И, наконец, сто тысяч были выделены на единовременные пособия. Необходимо упомянуть и о внесённом капитале в шестьдесят одну тысячу рублей на вечные времена для выдачи процентов из него бедным жителям города Глухова и окружающих сёл на помощь к Рождеству и Пасхе».
Добрые дела, о которых поведал журнал «Нива», с благодарностью хранились в памяти людей. Одним из ярких свидетельств такой благодарности является тот факт, что улицу, на которой жил Николай Артемьевич, переименовали в Терещенковскую.
Все выпуски программы Имена милосердия
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







