— Добрый день!
— Здравствуйте! Чем могу помочь?
— Я помню, у вас в магазине был богатый ассортимент пасхальных открыток. Покажите мне их, пожалуйста.
— С большим удовольствием. Вот, взгляните, набор «Русская пасхальная открытка начала двадцатого века». Перевыпуск дореволюционного издания!
— Да-да, такие карточки выпускала санкт-петербургская община святой Евгении в поддержку сестёр милосердия Красного креста. Можно поближе посмотреть?
— Конечно! Мне особенно вот эта открытка нравится. На улице темно. Люди выходят из церкви, и в руках у них разноцветные фонарики — красные, жёлтые, зелёные. Старинное белокаменное здание озарено их сиянием. И кажется, что церковь — источник света, который ручейками растекается по окрестным улицам. Вот только лица людей меня удивляют. Они светлые, одухотворённые, но не весёлые. Почему в глазах нет пасхальной радости?
— Потому что здесь изображено не пасхальное утро, а вечер четверга Страстной недели. Эта открытка — миниатюрная репродукция картины Николая Пимоненко, которая так и называется — «Выход из церкви в Страстной четверг». В этот день многие православные по традиции несут из храма домой зажжённые свечи.
— А что это за традиция такая?
— Она связана с вечерним богослужением Страстного четверга. На нём священник читает двенадцать отрывков из Евангелия — рассказ о страданиях Иисуса Христа, Его Крестной смерти и погребении. Во время чтения молящиеся зажигают свечи. Горящие огоньки символизируют души, своей верой пламенеющие к Богу. После службы многие стараются не гасить свечу, а отнести её домой в специальном фонарике, защищающем от ветра.
— А зачем?
— Попробую объяснить. Помните, в начале нашего разговора вы нашли очень красивый и точный образ: Церковь — источник света. Так вот, в Страстной четверг верующие несут в свои дома частички этого света, знаменуя церковное единство.
— Вот как! Наверное, люди на картине несут огоньки и размышляют над евангельскими строками о Распятии Иисуса. Понятно, почему у них такое выражение лиц — возвышенное и строгое. Но непонятно, почему это произведение поместили на праздничную пасхальную открытку?
— Без Распятия нет Воскресения. Не осознав всю глубину трагедии на Голгофе, не постигнешь ликующий смысл знакомых слов: «Христос Воскрес!». Это понимали и участники общины святой Евгении, отбирая картины для серии пасхальных открыток.
— Издатели использовали произведения малоизвестных авторов?
— Вовсе нет, скорее наоборот. С общиной святой Евгении сотрудничали такие мастера живописи, как Илья Репин, Константин Маковский.
— Но я прежде не слышала о художнике, который написал картину «Страстной четверг». Как, вы говорите, его фамилия?
— Николай Пимоненко. И он был весьма популярен в России. Произведение, которое мы с вами видим на открытке, Николай Корнильевич представил в 1904 году на выставке товарищества художников-передвижников. На тот момент Пимоненко получил почётное звание Академика живописи. Кстати, с формулировкой «за известность на художественном поприще».
— Жалко, что сейчас о творчестве Николая Пимоненко не все знают. Почему?..
— Может быть, потому, что в России почти не осталось его полотен? Большую часть картин Николая Пимоненко можно увидеть на родине художника, в Киеве. И «Выход из церкви в Страстной четверг» тоже хранится в Киевском Национальном художественном музее.
— Хорошо, что можно купить открытку с репродукцией!
— Что я сейчас и сделаю!
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.