— Добрый день!
— Здравствуйте! Чем могу помочь?
— Я помню, у вас в магазине был богатый ассортимент пасхальных открыток. Покажите мне их, пожалуйста.
— С большим удовольствием. Вот, взгляните, набор «Русская пасхальная открытка начала двадцатого века». Перевыпуск дореволюционного издания!
— Да-да, такие карточки выпускала санкт-петербургская община святой Евгении в поддержку сестёр милосердия Красного креста. Можно поближе посмотреть?
— Конечно! Мне особенно вот эта открытка нравится. На улице темно. Люди выходят из церкви, и в руках у них разноцветные фонарики — красные, жёлтые, зелёные. Старинное белокаменное здание озарено их сиянием. И кажется, что церковь — источник света, который ручейками растекается по окрестным улицам. Вот только лица людей меня удивляют. Они светлые, одухотворённые, но не весёлые. Почему в глазах нет пасхальной радости?
— Потому что здесь изображено не пасхальное утро, а вечер четверга Страстной недели. Эта открытка — миниатюрная репродукция картины Николая Пимоненко, которая так и называется — «Выход из церкви в Страстной четверг». В этот день многие православные по традиции несут из храма домой зажжённые свечи.
— А что это за традиция такая?
— Она связана с вечерним богослужением Страстного четверга. На нём священник читает двенадцать отрывков из Евангелия — рассказ о страданиях Иисуса Христа, Его Крестной смерти и погребении. Во время чтения молящиеся зажигают свечи. Горящие огоньки символизируют души, своей верой пламенеющие к Богу. После службы многие стараются не гасить свечу, а отнести её домой в специальном фонарике, защищающем от ветра.
— А зачем?
— Попробую объяснить. Помните, в начале нашего разговора вы нашли очень красивый и точный образ: Церковь — источник света. Так вот, в Страстной четверг верующие несут в свои дома частички этого света, знаменуя церковное единство.
— Вот как! Наверное, люди на картине несут огоньки и размышляют над евангельскими строками о Распятии Иисуса. Понятно, почему у них такое выражение лиц — возвышенное и строгое. Но непонятно, почему это произведение поместили на праздничную пасхальную открытку?
— Без Распятия нет Воскресения. Не осознав всю глубину трагедии на Голгофе, не постигнешь ликующий смысл знакомых слов: «Христос Воскрес!». Это понимали и участники общины святой Евгении, отбирая картины для серии пасхальных открыток.
— Издатели использовали произведения малоизвестных авторов?
— Вовсе нет, скорее наоборот. С общиной святой Евгении сотрудничали такие мастера живописи, как Илья Репин, Константин Маковский.
— Но я прежде не слышала о художнике, который написал картину «Страстной четверг». Как, вы говорите, его фамилия?
— Николай Пимоненко. И он был весьма популярен в России. Произведение, которое мы с вами видим на открытке, Николай Корнильевич представил в 1904 году на выставке товарищества художников-передвижников. На тот момент Пимоненко получил почётное звание Академика живописи. Кстати, с формулировкой «за известность на художественном поприще».
— Жалко, что сейчас о творчестве Николая Пимоненко не все знают. Почему?..
— Может быть, потому, что в России почти не осталось его полотен? Большую часть картин Николая Пимоненко можно увидеть на родине художника, в Киеве. И «Выход из церкви в Страстной четверг» тоже хранится в Киевском Национальном художественном музее.
— Хорошо, что можно купить открытку с репродукцией!
— Что я сейчас и сделаю!
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.