— Добрый день!
— Здравствуйте! Чем могу помочь?
— Я помню, у вас в магазине был богатый ассортимент пасхальных открыток. Покажите мне их, пожалуйста.
— С большим удовольствием. Вот, взгляните, набор «Русская пасхальная открытка начала двадцатого века». Перевыпуск дореволюционного издания!
— Да-да, такие карточки выпускала санкт-петербургская община святой Евгении в поддержку сестёр милосердия Красного креста. Можно поближе посмотреть?
— Конечно! Мне особенно вот эта открытка нравится. На улице темно. Люди выходят из церкви, и в руках у них разноцветные фонарики — красные, жёлтые, зелёные. Старинное белокаменное здание озарено их сиянием. И кажется, что церковь — источник света, который ручейками растекается по окрестным улицам. Вот только лица людей меня удивляют. Они светлые, одухотворённые, но не весёлые. Почему в глазах нет пасхальной радости?
— Потому что здесь изображено не пасхальное утро, а вечер четверга Страстной недели. Эта открытка — миниатюрная репродукция картины Николая Пимоненко, которая так и называется — «Выход из церкви в Страстной четверг». В этот день многие православные по традиции несут из храма домой зажжённые свечи.
— А что это за традиция такая?
— Она связана с вечерним богослужением Страстного четверга. На нём священник читает двенадцать отрывков из Евангелия — рассказ о страданиях Иисуса Христа, Его Крестной смерти и погребении. Во время чтения молящиеся зажигают свечи. Горящие огоньки символизируют души, своей верой пламенеющие к Богу. После службы многие стараются не гасить свечу, а отнести её домой в специальном фонарике, защищающем от ветра.
— А зачем?
— Попробую объяснить. Помните, в начале нашего разговора вы нашли очень красивый и точный образ: Церковь — источник света. Так вот, в Страстной четверг верующие несут в свои дома частички этого света, знаменуя церковное единство.
— Вот как! Наверное, люди на картине несут огоньки и размышляют над евангельскими строками о Распятии Иисуса. Понятно, почему у них такое выражение лиц — возвышенное и строгое. Но непонятно, почему это произведение поместили на праздничную пасхальную открытку?
— Без Распятия нет Воскресения. Не осознав всю глубину трагедии на Голгофе, не постигнешь ликующий смысл знакомых слов: «Христос Воскрес!». Это понимали и участники общины святой Евгении, отбирая картины для серии пасхальных открыток.
— Издатели использовали произведения малоизвестных авторов?
— Вовсе нет, скорее наоборот. С общиной святой Евгении сотрудничали такие мастера живописи, как Илья Репин, Константин Маковский.
— Но я прежде не слышала о художнике, который написал картину «Страстной четверг». Как, вы говорите, его фамилия?
— Николай Пимоненко. И он был весьма популярен в России. Произведение, которое мы с вами видим на открытке, Николай Корнильевич представил в 1904 году на выставке товарищества художников-передвижников. На тот момент Пимоненко получил почётное звание Академика живописи. Кстати, с формулировкой «за известность на художественном поприще».
— Жалко, что сейчас о творчестве Николая Пимоненко не все знают. Почему?..
— Может быть, потому, что в России почти не осталось его полотен? Большую часть картин Николая Пимоненко можно увидеть на родине художника, в Киеве. И «Выход из церкви в Страстной четверг» тоже хранится в Киевском Национальном художественном музее.
— Хорошо, что можно купить открытку с репродукцией!
— Что я сейчас и сделаю!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер